Главная >> Литература 7 класс. Коровина. Часть 2

Час мужества

Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии (продолжение)

М. Ш. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. По мнению литературоведов, критиков, его стихотворение «Я убит подо Ржевом» можно считать первым памятником Неизвестному Солдату, первым в его честь зажженным вечным огнем. Как вы относитесь к его стихотворениям и поэмам?

Ю. Г. Стихотворения и поэмы Александра Твардовского, безусловно, занимают в поэзии о войне особое место. Поэма «Василий Теркин» — это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки, тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы, несовместимое — кровь и слезы, шутка и смех. И все это написано простым и при этом ярким, образным языком.

М. Ш. Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат. Вспомним, например, стихотворение-песню Евгения Винокурова «Москвичи». Словно видим картину одиноких матерей, не дождавшихся своих сыновей:

    В полях за Вислой сонной
    Лежат в земле сырой
    Сережка с Малой Бронной
    И Витька с Моховой.

    А где-то в людном мире
    Который год подряд,
    Одни в пустой квартире,
    Их матери не спят.

    Свет лампы воспаленной
    Пылает над Москвой
    В окне на Малой Бронной,
    В окне на Моховой.

Вот вы назвали стихотворение Юлии Друниной о погибшей подруге, но есть и другое стихотворение, в котором она пишет, как страшна война:

    Я только раз видала рукопашный.
    Раз наяву и тысячи во сне.
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот ничего не знает о войне...

Ю. Г. Конечно, о войне знают лучше те, кто был на noле боя. Писатель-фронтовик замечает то, что видит не каждый солдат. А это те существенные мелочи, из которых складывается яркая картина времени и событий... Послушайте стихотворение Юрия Белаша «Под пулеметным огнем».

    Из черной щели амбразуры —
    из перекошенного рта —
    по нас,
    по полю,
    по лазури —
    «та-та-та-та!», «та-та-та-та!..».
    А мы лежим и хрипло дышим,
    уткнувшись касками в траву,
    и пули — спинами мы слышим —
    у ног тугую землю рвут.
    И страшно даже шевельнуться
    под этим стелющим огнем...

Я помню наизусть многие его стихи, но просто невозможно прочитать их все. Я только перечислю некоторые из тех, которые мне особенно дороги: «Штыковой бой», «Оглохшая пехота» и многие другие. Если вам попадется его книга «Окопная земля», прочитайте ее, и вы получи более полное представление о войне. И все же во время войны писали не только о сражениях. Солдаты тянулись к душевному теплу, к лирическим исповедальным стихотворениям. Например, очень известным было стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». В нем слышится и сострадание, и сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны. Здесь каждая строчка — картина:

    Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
    Как шли бесконечные, злые дожди,
    Как кринки несли нам усталые женщины,
    Прижав, как детей, от дождя их к груди,

    Как слезы они вытирали украдкою,
    Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» —
    И снова себя называли солдатками,
    Как встарь повелось на великой Руси.

    Слезами измеренный чаще, чем верстами,
    Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
    Деревни, деревни, деревни с погостами,
    Как будто на них вся Россия сошлась...

Такие стихотворения поддерживали не только воинов, но и их родных. Ольга Берггольц в стихотворении «Твой путь» говорит о силе любви, которая сильнее ненависти, войны и смерти...

    Что может враг? Разрушить и убить.
    И только-то?
    А я могу любить,
    а мне не счесть души моей богатства,
    а я затем хочу и буду жить,
    чтоб всю ее как дань1 людскому братству
    на жертвенник2 всемирный положить...

      1 Дань — здесь: отдать должное, долг. В старину дань — налог, взимавшийся победителем с побежденного народа.
      2 Же́ртвенник — в старину место, на котором приносились жертвы.

Очень скоро стихотворения о любви, полные человечного, душевной теплоты, превращались в песни и еще скорее облетали всю страну.

М. Ш. Какое из ваших стихотворений вы выбрали бы для чтения в школе сегодня?

Ю. Г. Мне хотелось бы прочитать «Балладу о трех шагах», «Балладу о бомбежке» и т. п. Но я прочитаю стихотворение «Я обращаюсь к молодым», потому что оно о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. Я написал его в год 20-летия Победы и обращался к призывником — ровесникам Победы. Послушайте его.

    Я помню этот тяжкий бой:
    В ту ночь два раненых солдата
    Бежали тайно из санбата
    К себе домой — к передовой.
    Всю ночь гремел железный гром,
    А утром тех солдат убило,
    И рота их похоронила
    На высоте, в песке сыром.
    А вы, в невинной простоте,
    Поете в тишине негромко
    О «безымянной высоте
    У незнакомого поселка».
    Я нюхал тех сражений дым,
    Я видел слева смерть и справа,
    И это все дает мне право —
    Я обращаюсь к молодым:
    — Мальчишки, вам по двадцать лет
    И вы — ровесники Победы,
    Но смысл ее — не в трубной меди,
    Поверьте мне, не в этом. Нет!
    Петь можно и о высоте,
    О том, как падает ракета,
    Но надо быть — на высоте,
    Когда понадобится этo...

И этом стихотворении я имел в виду высоту духа, моральную высоту, о которой необходимо помнить всегда, в любом возрасте и в любое время.

<<< К началу          Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru