Главная >> Литература 8 класс. Коровина. Часть 1

Литература

Подведем итоги романа «Капитанская дочка»

1. Кто главные герои романа? Почему он назван «Капитанская дочка»?

2. Известно, что но России в 1831 году прокатилась волна холерных бунтов, вооруженных выступлений. Об этом знал Пушкин. Роман же посвящен народным выступлениям XVIII века. Исследователи пушкинского творчества считают, что истоки настоящего лежали в прошлом России и что там надо было искать и найти ответы па вопросы, которые волновали поэта. Со гласим ли вы с этим суждением?

3. Приступая к роману, Пушкин изучил документы, манифесты, указы Екатерины II, воспоминания современников Пугачевского восстания, он писал: «Я прочел со вниманием все. что было напечатало о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и ироч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мертвые документы словами еще живых, но престарелых очевидцев...», затем создал научный труд «История Пугачевского бунта».

Найдите на «Карте путешествий А. С. Пушкина» те места, где пришлось побывать поэту, когда он подготавливал материалы для исторической повести о Пугачеве и «Капитанской дочки». Расскажите, что вы об этом знаете.

4. Сопоставьте отрывки из книги «История Пугачевского бунта» Пушкина с прочитанным вами романом. Какие документы, описания событий, по вашему мнению, в той или иной степени отражены в пушкинском тексте «Капитанской дочки»?

Сравните портрет Пугачева в романе и в «Истории Пугачевскою бунта». В чем сходство и в чем разница?

Как бы думаете, что старался подчеркнуть А. С. Пушкин, описывая Пугачевское восстание, людей, окружающих своего атамана, офицеров царской армии?

Известный историк Б. О. Ключевский признавал, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта». Как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать этим историк?

5. Подготовьте рассказы о действующих лицах романа — Пугачеве, Швабрине, Гриневе, Маше, Савельиче.

6. Вспомните, какой пословицей начинается первая глава. Что хотел сказать ею автор? Каковы тема п идея «Капитанской дочки»? Какова концовка романа «Капитанская дочка» и в чем ее смысл?

7. Какие «проверки» устраивает автор Гриневу и Швабрину на честность и на милосердие? В чем смысл четырех встреч героев? Какие особенности человеческих характеров и человеческого общения они раскрывают?

8. Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей. — такой видят главную мысль романа некоторые литературоведы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия? Какие герои «Капитанской дочки » и когда проявляют человечность (сочувствие, сострадание, доброту, честность)?

9. Рассмотрите иллюстрации к историческим произведениям А. С. Пушкина. Найдите в тексте и прочитайте эпизоды из повести, изображенные на рисунках. Опишите портреты героев.

Развивайте дар слова

1. В чем состоят исторический и современный аспекты «Капитанской дочки»? Какие печные проблемы подннмгют А. С. Пушкин в этом произведении? Подготовьте сообщение па эту тему.

2. Итак, мы выяснили, что внимание к истории для крупного писателя не ограничивается только произведениями, посвященными историческим событиям, что в любом произведении, как пишет литературовед В. И. Коровин, прошедшем испытание временем, в той или иной степени автор касается истории, жизни и деятельности людей определенной эпохи, следовательно, отражает историческое время, характеры люден этой эпохи, своеобразие их поступков, взаимоотношений. Кроме того, не существует в подобном случае ограничения жанра произведении. Согласны ли вы с этим суждением литературоведа?

Постарайтесь на примерах произведений разных жанров одного писателя подтвердить эту точку прения. Подготовьте сообщение по этой проблеме в письменной или устной форме.

 

 

???????@Mail.ru