|
|
|
Ж.-Б. Мольер
Мещанин во дворянстве. Действие 5. Явление 7. Ж.-Б. МольерКовьель. Да вы только выслушайте меня! Г-жа Журден. Не выслушаю. Г-н Журден (жене). Выслушай его! Г-жа Журден. Не желаю я его слушать. Г-н Журден. Он тебе растолкует... Г-жа Журден. Не желаю я, чтоб он мне растолковывал. Г-н Журден. До чего же все женщины упрямы! Что, тебя от этого убудет, что ли? Ковьель. Вам надо только выслушать меня, а дальше поступайте как вам заблагорассудится. Г-жа Журден. Ну, что у вас такое? Ковьель (г-же Журдеи. тихо). Битый час, сударыня, мы делаем вам знаки. Неужели вы не видите, что все ото мы затеяли только для того, чтобы подделаться под господина Журдена с его вечными причудами? Мы дурачим его этим маскарадом: ведь сын турецкого султана пе кто иной, как Клеонт. Г-жа Журден (Ковьелю, тихо). Ах. вот в чем дело! Ковьель (г-же Журден, тихо). А я, Ковьель, при нем переводчиком. Г-жа Журден (Ковылю, тихо). Ну, коли так, то я сдаюсь. Ковьель (г-же Журдеи, тихо). Только не подавайте виду. Г-жа Журден (громко). Да. Все уладилось. Я согласна на брак. Г-н Журден. Ну вот все и образумились! (Жене.) А ты еще не хотела его выслушать! Я был уверен, что он сумеет тебе объяснить, что значит сын турецкого султана. Г-жа Журден. Он мне все толком объяснил, и теперь я довольна. Надо послать за нотариусом. Дорант. Похвальное намерение. А чтобы вы, госпожа Журден, могли быть совершенно спокойны и с нынешнего дня перестали ревновать почтенного вашего супруга, я вам объявляю, что мы с маркизой воспользуемся услугами того же самого нотариуса и заключим брачный союз. Г-жа Журден. Я и на это согласна. Г-н Журден (Доранту, тихо). Это вы для отвода глаз? Дорант (г-ну Журдену. тихо). Пусть себе тешится этой басне!!. Г-н Журден (тихо). Отлично, отлично! (Громко.) Пошлите за нотариусом. Дорант. А пока он придет и составит брачные договоры, давайте посмотрим балет — это послужит развлечением и для его турецкого высочества. Г-н Журден. Прекрасная мысль. Пойдемте занимать места. Г-жа Журден. А как же Николь? Г-н Журден. Николь я отдаю толмачу, а мою супругу — кому угодно. Ковьель. Благодарю вас, сударь. (В сторону.) Ну уж другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь! Комедия заканчивается балетом. Вопросы и задания 1. Прочитайте комедию Мольера «Мещанин во дворянстве» полностью. Подготовьте выразительное чтение по ролям сцен из комедии (по выбору). Как вы понимаете заглавие этой комедии? Как связан замысел комедии с жизнью Франции второй половины XVII пека? 2. В одной из статей о Мольере говорится, что в комедии «Мещанин во дворянстве» достается и мещанину, и дворянину. Как Мольер изображает обнищание и паразитизм аристократии, тщеславие буржуазии? 3. Какими приемами сатирического изображения своих персонажен пользуется автор? Покажите на примерах, как создает драматург человеческий характер. Чем можно объяснить поступки господина Журдеыа? Глуп ли он? В нормальном ли состоянии? Объясните мотивы поведения других персонажей но отношению к господину Журдену. 4. В чем вы видите потерю Журдеыом здравого смысла, в ряде случаев присущего ему? В ком и в чем ярко проявляется здравый смысл, простота поведения и значительность народного характера? 5. В школе классицизма Мольер не был послушным учеником. В чем он нарушает правила классицизма, а в чем следует им? Мольер совмещал литературную традицию с традицией народного театра. Приведите примеры того, как драматург использует приемы народного фарса (одурачивание, подслушивание, переодевание, игру со словами, например тарабарщину, «турецкую речь» и т. д.). Почему «Мещанин по дворянстве» не только сатирическое нравоучение, но и забавная комедия? Какие сцены вам представляются особенно смешными? 6. Подготовьте устный отзыв или письменную рецензию на просмотренный в театре или по телевидению спектакль по комедии Мольера.
|
|
|