|
|
|
Ж.-Б. Мольер
Мещанин во дворянстве. Действие 2ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕГ-н Журден. Э. да ладно, деритесь сколько хотите! Мое дело — сторона, я разнимать вас не стану, а то еще халат с вами разорвешь. Набитым дураком надо быть, чтобы с ними связываться: неровен час, так огреют, что своих не узнаешь. ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕТе же и учитель философии. Учитель философии (оправляя воротник). Приступим к уроку. Г-н Журден. Ах, господин учитель, как мне досадно, что они вас побили! Учитель философии. Пустяки. Философ должен ко всему относиться спокойно. Я сочиню на них сатиру в духе Ювенала1, и эта сатира их совершенно уничтожит. Но довольно об этом. Итак, чему же вы хотите учиться? 1 Ювена́л Де́ций Ю́ний — (60—110) римский поэт-сатирик. Г-н Журден. Чему только смогу, ведь я смерть как хочу стать ученым, и такое зло меня берет на отца и мать, что меня с малолетства не обучали всем наукам! Учитель философии. Это понятное чувство, nаm sine doctrina vita est quasi mortis imago. Вам это должно быть ясно, потому что вы, уж верно, знаете латынь. Г-н Журден. Да, но вы все-таки говорите так, как будто я ее не знаю. Объясните мне, что это значит. Учитель философии. Это значит: без науки жизнь есть как бы подобие смерти. Г-н Журден. Латынь говорит дело. Учитель философии. У вас есть основы, начатки каких-либо познаний? Г-н Журден. А как же, я умею читать и писать. Учитель философии. С чего вам угодно будет начать? Хотите, я обучу вас логике? Г-н Журден. А что это за штука — логика? Учитель философии. Эти наука, которая учит нас трем процессам мышления. Г-н Журден. Кто же они такие, эти три процесса мышления? Учитель философии. Первый, второй и третий. Первый заключается в том, чтобы составлять себе правильное представление о вещах при посредстве универсалий, второй — в том, чтобы верно о них судить при посредстве категории, и, наконец, третий — в том, чтобы делать правильное умозаключение при посредстве фигур: Barbara, Celarent, Darii, Fcrio, Baralipton2 и так далее. 2 Латинские слова, условно обозначающие различные виды умозаключений и формальной логике. Г-н Журден. Уж больно слова-то заковыристые. Нет, логика мне не подходит. Лучше что-нибудь позавлекательнее. Учитель философии. Хотите, займемся этикой? Г-н Журден. Этикой? Учитель философии. Да. Г-н Журден. А про что она, эта самая этика? Учитель философии. Она трактует о счастье жизни, учит людей умерять свои страсти и... Г-н Журден. Нет, не надо. Я вспыльчив как сто чертей. и никакая этика меня не удержит: когда меня разбирает злость, я желаю беситься сколько влезет. Учитель философии. Может быть, вас прельщает физика? Г-н Журден. А физика — это насчет чего? Учитель философии. Физика изучает законы внешнего мира и свойства тел, толкует о природе стихий, о признаках металлов, минералов, камней, растений, животных и объясняет причины всевозможных атмосферных явлений, как то: радуги, блуждающих огнен, комет, зарниц, грома, молнии, дождя, снега, града, ветров и вихрей. Г-н Журден. Слишком много трескотни, слишком много всего наворочено. Учитель философии. Так чем же вы хотите заняться? Г-н Журден. Займитесь со мной правописанием. Учитель философии. С удовольствием. Г-н Журден. Потом научите меня узнавать по календарю, когда бывает луна, а когда нет. Учитель философии. Хорошо. Если рассматривать этот предмет с философской точки зрения, то, дабы вполне удовлетворить ваше желание, надлежит, как того требует порядок, начать с точного понятия о природе букв и о различных способах их произнесения. Прежде всего я должен вам сообщить, что буквы делятся на гласные, названные так потому, что они обозначают звуки голоса, и на согласные, названные так потому, что произносятся с помощью гласных и служат лишь для обозначения различных изменений голоса. Существует пять гласных букв, или, иначе, голосовых звуков: А, Е, И, О, У. Г-н Журден. Это мне все понятно. Учитель философии. Чтобы произнести звук А, нужно широко раскрыть рот: А. Г-н Журден. А, А. Так! Учитель философии. Чтобы произнести звук Е, нужно приблизить нижнюю челюсть к верхней: А, Е. Г-н Журден. А, Е, А, Е. В самом деле! Вот здорово! Учитель философии. Чтобы произнести звук И, нужно еще больше сблизить челюсти, а углы рта оттянуть к ушам: А, Е, И. Г-н Журден. А, Е, И, И, И. Верно! Да здравствует наука! Учитель философии. Чтобы произнести звук О, нужно раздвинуть челюсти, а углы губ сблизить: О. Г-н Журден. О, О. Истинная правда! А, Е, И, О, И, О. Удивительное дело! И, О, И, О. Учитель философии. Отверстие рта принимает форму того самого кружка, посредством коего изображается звук О. Г-н Журден. О, О, О. Вы правы. О. Как приятно знать, что ты что-то узнал!
|
|
|