Главная >> Литература 9 класс. Коровина

Михаил Васильевич Ломоносов

Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (страница 3)

    Там тьмою островов посеян,
    Небесной синевой одеян,
    Павлина посрамляет вран.
    Там тучи разных птиц летают,
    Что пестротою превышают
    Одежду нежныя весны;
    Питаясь в рощах ароматных
    И плавая в струях приятных,
    Не знают строгия зимы.

    И се Минерва5 ударяет
    В верьхи Рифейски копием;
    Сребро и злато истекает
    Во всем наследии твоем.
    Плутон6 в расселинах мятется,
    Что россам в руки предается
    Драгой его металл из гор,
    Которой там натура скрыла;
    От блеску древного светила
    Он мрачный отвращает взор.

      5 Мине́рва — богиня мудрости в римской мифологии.
      6 Плуто́н — бог подземного царства и царства мертвых в греческой мифологии.

    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободренны
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.

    Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастной случай берегут;
    В домашних трудностях утеха
    И в дальних странствах не помеха.
    Науки пользуют везде,
    Среди народов и в пустыне,
    В градском шуму и наедйне,
    В покое сладки и в труде.

    Тебе, о милости источник,
    О ангел мирных наших лет!
    Всевышний на того помощник,
    Кто гордостью своей дерзнет,
    Завидя нашему покою,
    Против тебя восстать войною;
    Тебя Зиждитель сохранит
    Во всех путях беспреткновенну
    И жизнь твою благословенну
    С числом щедрот твоих сравнит.

Вопросы и задания

1. Как бы Вы сформулировали тему каждой оды М. В. Ломоносова? Какие строки показались Вам особенно важными для жанра оды?

2. Какова главная мысль духовно-философской оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Клисаветы Петровны 1747 года»? В чем поэт видит заслугу императрицы?

3. Как Вы понимаете эти строки?

    ...может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.

4. Каковы картины мира, рисуемые Ломоносовым в этих одах? Какую роль играют вопросы и восклицания?

5. За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется? Подтвердите ответы чтением фрагментов из текста оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

Развивайте дар слова

1. Объясните слова и подумайте, какие из них могут быть использованы в нашей разговорной речи сегодня: дерзнет, щедроты, утеха, отечество, благословенны, посрамляет, Парнас, бездна. Приведите примеры.

2. Вопрос, который не требует ответа, называется ритораческим. Подумайте, с какой целью используются риторические вопросы в одах М. В. Ломоносова.

3. Выучите наизусть отрывок из оды со слов: «Науки юношей питают...». Подчеркните при чтении особое значение науки в жизни общества и отдельного человека.

4. Подготовьте «похвальное слово Елизавете», опираясь на текст оды Ломоносова.

<<< Страница 2

 

 

???????@Mail.ru