Главная >> Литература 9 класс. Коровина

А. С. Пушкин

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (окончание)

    Вопросы и задания

1. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?

2. Сопоставьте произведение Горация на эту же тему «к Мельпомене» (см. его на с. 313 второй части учебника) со стихо-творением Пушкина. В чем их сходство и в чем различие?

3. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», подчеркнув свойства поэзии, которые несут поэту бессмертие.

4. Обратите внимание на слова и словосочетания, подумайте, выражение каких мыслей и чувств они усиливают в стихотворении: нерукотворный, народная тропа, главою непокорной, душа в заветной лире, Руси великой, гордый внук славян, жестокий век, милость к падшим призывал, веленью Божию.

5. Чье высказывание о Пушкине из тех, которые встречались в книгах о нем, в учебниках, наиболее полно и верно характеризует личность поэта?

6. Подготовьте доклад, эссе, очерк, высказывание (на выбор) о жизни и творчестве поэта, например: «Мой Пушкин*, «Судьба поэта*, «Пушкин в Михайловском», «Пушкин в Болдине* и др. Разумеется, для этого надо ознакомиться с книгами о Пушкине писателей и литературоведов.

7. Расскажите о стихотворении или стихотворениях Пушкина, посвященных поэту или поэзии. В чем их пафос? Какие авторы писали на тему «Памятник»? Откуда у поэта уверенность, что он долго будет «любезен народу*? К чему призывает он свою музу? Сравните стихотворение Пушкина и «Памятник» Державина. В чем Вы видите сходство и различие осмысления этой темы у двух поэтов? Прокомментируйте каждую строку в стихотворениях.

8. Что хочет сказать поэт стихотворением «Анчар»? Проанализируйте его.

9. В стихотворениях А. С. Пушкина много строчек (шутливых, серьезных), посвященных творчеству и стилю других писателей. Назовите некоторые из этих строчек. Как Вы понимаете стихотворения «К портрету Жуковского*, «К портрету Вяземского*? Что подчеркивает поэт в «портретах»?

10. Какие чувства переполняют поэта и сообщаются читателю (горечь, ревность, тревога, восторг и т. д.), когда он вспоминает об адресатах своей любви («Сожженное письмо», «Признание», «Ты и вы», «Мадона», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»)?

Как Вы понимаете строки?

                            Этот взгляд
    Всё может выразить так чудно!
    Ах, обмануть меня не трудно!..
    Я сам обманываться рад!

    ...И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.

11. Что всегда было предметом поэзии Пушкина и чем «берет в плен лирика поэта»? Как Вы понимаете фразу: «Жизнь в лирике Пушкина увидена «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного»?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru