|
|
|
А. С. Пушкин
«Цыганы» (окончание)Любовь Алеко, вопреки его сознанию, не была свободной, она оказалась эгоистичной. И в этом, по мысли Пушкина, заключена подлинная трагедия личности. Целью поэта было объективное исследование жизни, которая неизбежно превращает в индивидуалистов даже лучших из дворян и приводит их к трагической безысходности. Пушкин не завершает поэму каким-либо моральным итогом. Алеко остается высоким, трагическим героем. Индивидуалистический характер любви Алеко не следствие личной порочности героя, его натуры. Алеко не эгоист по природе, он принадлежит к определенной социальной группе и воспитан в цивилизованном укладе жизни, где есть законы. В пушкинской поэме нет героев только положительных или только отрицательных. Поэт не идеализирует ни цыганское общество, ни Старого цыгана, ни Земфиру. В любви Земфиры Пушкин замечает легкомысленность, несерьезность, детскую наивность. Старый цыган говорит Алеко: Ты любишь горестно и трудно,
Такая женская любовь содержит в себе отказ от всяких обязанностей, она освобождена от нравственных понятий о долге. В «Цыганах» Пушкин приходит к выводу, что и мир европейский, цивилизованный, и мир патриархальный, «естественный» лишены гармонии: всюду противоречия, которые кончаются для людей трагически. Недаром в эпилоге поэмы звучат печальные слова: И всюду страсти роковые,
После создания поэмы «Цыганы» поэт стремится ответить на волнующие его вопросы: почему сознание современного человека индивидуалистично? Чем это обусловлено, от чего это зависит? Романтизм не мог помочь в решении этих вопросов. После южной ссылки Пушкин стоял на пороге новых творческих исканий. Вопросы и задания 1. Когда была написана поэма «Цыганы»? Где она начата и где закончена? 2. Прочитайте поэму «Цыганы». В чем состоит ее конфликт? 3. Как мотивировано бегство Алеко из города и приход к цыганам? 4. Чем обеспечена вольность цыган и что стало причиной несвободы человека в цивилизованном обществе? 5. Какую роль играет в мотивировке измены Земфиры лирическое отступление о луне? 6. Какова художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы? 7. Соглашается ли поэт со словами Старого цыгана, изгоняющего Алеко из табора? Хотел ли Пушкин «развенчать» или «обличить» Алеко? Оправдывает ли Пушкин поведение Алеко, Земфиры и в чем состоит его авторская позиция? 8. Объясните художественный смысл последней сцены поэмы, когда табор уходит, покидая Алеко. В чем заключается роль эпилога и как он соотносится с рассказом об истории Алеко и Земфиры? 9. Познакомьтесь с еще одним жанром пушкинского творчества — с одной из «маленьких трагедий».
|
|
|