Главная >> Литература 9 класс. Коровина

Пер. Н. А. Заболоцкого

Слово о полку Игореве. Часть 3 (страница 10)

5

    А не всем рекам такая слава.
    Вот Стугна, худой имея нрав,
    Разлилась близ устья величаво,
    Все ручьи соседние пожрав,
    И закрыла Днепр от Ростислава,
    И погиб в пучине Ростислав.
    Плачет мать над темною рекою,
    Кличет сына-юношу во мгле,
    И цветы поникли, и с тоскою
    Приклонилось дерево к земле.

6

    Не сороки во поле стрекочут,
    Не вороны кличут у Донца —
    Кони половецкие топочут,
    Гзак с Кончаком ищут беглеца.
    И сказал Кончаку старый Гзак2:
    — Если сокол улетает в терем,
    Соколенок попадет впросак —
    Золотой стрелой его подстрелим.—
    И тогда сказал ему Кончак:
    — Если сокол к терему стремится,
    Соколенок попадет впросак —
    Мы его опутаем девицей.
    — Коль его опутаем девицей,—
    Отвечал Кончаку старый Гзак,—
    Он с девицей в терем свой умчится,
    И начнет нас бить любая птица
    В половецком поле, хан Кончак!

      2 Кончак, Гзак — половецкие ханы.

7

    И изрек Боян, чем кончить речь
    Песнотворцу князя Святослава:
    — Тяжко, братья, голове без плеч,
    Горько телу, коль оно безглаво.—
    Мрак стоит над Русскою землей:
    Горько ей без Игоря одной.

8

    Но восходит солнце в небеси —
    Игорь-князь явился на Руси.

    Вьются песни с дальнего Дуная,
    Через море в Киев долетая.

    По Боричеву восходит удалой
    К Пирогощей Богородице Святой.

            И страны рады,
            И веселы грады.

    Пели песню старым мы князьям,
    Молодых настало время славить нам:

            Слава князю Игорю,
            Буй-тур Всеволоду,
            Владимиру Игоревичу!

    Слава всем, кто, не жалея сил,
    За христиан полки поганых бил!

    Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
    Слава князям и дружине слава!

Вопросы и задания

1. Подумайте, в чем смысл произведения. Как проявляется идея автора в тексте «Золотого слова» Святослава и почему оно получило такое название? Каким Вы представляете себе автора?

2 Какие приемы помогают автору «Слова...» создать характеры героев, выразить мысль о единении сил перед лицом внешней опасности?

3. В. Белинский пишет, что «плач Ярославны дышит глубоким чувством. Это не жена, которая после погибели мужа осталась горькою сиротою, без угла и без куска... это... любящая душа тоскливо порывается к своему милому, к своей ладе, чтобы омочить в Каяле-реке бобровый рукав и отереть им кровавые раны на теле возлюбленного». (В. Белинский. Статьи о народной поэзии.)

Согласны ли Вы с мнением знаменитого критика? Каким Вам представляется образ Ярославны?

4. Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства? Подготовьте рассказ об одном из них, опираясь на текст «Слова...».

5. Какую роль играют слова и словосочетания: сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, молит, величать, запричитала? Объясните их смысл.

6 Известна ли Вам опера А. Бородина «Князь Игорь»? В чем ее сходство и отличие от текста «Слова о полку Игореве»?

7. Рассмотрите внимательно иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Какими представляет себе художник-иллюстратор портреты героев и что подчеркивает в них (мужество, красоту, величие и т. д.)?

<<< Страница 9

 

 

???????@Mail.ru