Главная >> Литература 9 класс. Коровина

М. Ю. Лермонтов

«И скучно и грустно»

«И скучно и грустно» (1840). В лирике Лермонтова есть много стихотворений, в которых он недоволен обществом и собой. Поэт часто говорит миру «нет», и его отрицание приобретает всеобщий характер. Больше всего от этого «безочарования», как назвал подобное переживание старший современник Лермонтова критик и поэт С. П. Шевырев, страдал сам автор.

И скучно и грустно

    И скучно и грустно, и некому руку подать
            В минуту душевной невзгоды...
    Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
            А годы проходят — все лучшие годы!

    Любить... но кого же?., на время — не стоит труда,
            А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
            И радость, и муки, и всё там ничтожно...

    Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
            Исчезнет при слове рассудка;
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,—
            Такая пустая и глупая шутка...

Вопросы и задания

    1. Почему герою стихотворения «и скучно и грустно»? Как он объясняет свое состояние?

    2. К какому выводу он приходит?

    3. Где в стихотворении намечены элегические мотивы, где преобладает ирония (об иронии см. в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в конце второй части учебника на с. 353)?

Анализ чувств в этом стихотворении опущен, даны только начальный момент и конечный результат. Само размышление осталось за пределами текста. При этом названы главные эмоции, которые наполняют душу каждого человека: желания (идеалы), любовь как самое сильное личностно окрашенное чувство и страсти (дружба, жажда славы и другие). Все они составляют основной предмет элегий и являются поистине элегическими чувствами. Но результат каждый раз оказывается иронически-плачевным. Теперь уже характерное для романтика вечное желание мыслится с отрицательным знаком, слова «напрасно» и «вечно» уравниваются и становятся своего рода синонимами. Но в следующем четверостишии герой опять держится романтической позиции: 'ему нужна вечная любовь, а не «на время». В третьем четверостишии романтическая позиция опять утверждается и снова подрывается: «рано иль поздно» «сладкий недуг» страстей увянет от холода рассудка.

Каждое четверостишие при этом заканчивается обращением к себе, результат раздумья над отдельными чувствами завершается обобщенным выводом о своей и общей жизни, причем лирическое «я» охвачено целиком — и изнутри, и извне («А годы проходят — все лучшие годы!»; «В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:/И радость, и муки, и всё там ничтожно...»; «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,—/Такая пустая и глупая шутка...»). Оппозиция «прошлое — настоящее» присутствует и здесь, но теперь настоящее поглощает прошлое, оправдывая стойкую эмоциональную атмосферу («скучно и грустно») и начальную мысль о бесприютном одиночестве в мире, где нет ни одной родной души и где царит такая же пустота, как и в собственной душе.

 

 

???????@Mail.ru