|
|
|
Справочный раздел
Словарь литературоведческих терминов от З до ПЗавязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях. Зву́копись в стихосложении — система звуковых повторов, звукоподражаний. Иде́я (от грея, idea — идея) — основная мысль художественного произведения. Имажини́зм (от франц. image — образ) — литературное течение в первой трети XX века, утверждавшее самоценность не связанного с реальностью слова-образа (см. сноску на с. 84). Инве́рсия (от лат. inversio — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность. Интервью́ — предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа в форме диалогов с государственными деятелями, писателями, учеными, составленная в учебных целях и т. д. Интерпрета́ция (от лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи. Интона́ция (от лат. intonare — громко произношу) — 1) выразительное средство звучащей речи. Интонация дает возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит; 2) ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; тон и манера произношения слов, выражающие отношение говорящего к предмету речи. Иро́ния (от грен, eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки. Классици́зм — литературное направление в европейской литературе и искусстве XVII — XIX веков, выработавшее строгие стилистические и жанровые нормативы (например, в драматическом произведении автор обязан соблюдать единство действия, времени и места); художественный стиль в искусстве Европы, взявший античное искусство за образец идеальной нормы. Коме́дия — драматическое произведение, в котором высмеиваются общественные и частные недостатки; один из жанров драмы. Компози́ция (от лат. compositio — составление, соединение) — расположение, построение произведения. Крыла́тые слова широкоуиотребительные меткие слова, образные выражения, изречения исторических лиц. Кульмина́ция (от лат. culmen — вершина) — момент наивысшего напряжения действия в произведении. Культу́ра ре́чи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка. Леге́нда (от лат. legenria — буквально «то, что следует прочесть») — произведения, созданные народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. Ле́топись памятники исторической прозы Древней Руси, важнейший жанр древнерусской литературы. Ли́рика один из трех родов литературы, в котором отношение к жизни выражается через передачу индивидуальных чувств и переживаний; совокупность произведений этого рода. Литературове́д — специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей. Литературове́дение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса. Мета́фора (от грея, metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другими или на их противопоставлении. Моноло́г (от грен, monos один и logos речь, слово) речь одного человека в художественном произведении. Направле́ние литературное понятие, обозначающее совокупность фундаментальных духовно-содержательных принципов, характерных для творчества многих писателей, группировок и школ, и отличающееся относительным единством творческих установок, эстетических принципов, тематики, жанров и стиля. Неологи́зм (от грен, neos — новый и logos — слово) — слово или словосочетание, созданное для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальное новообразование слов. О́да (от греч. ode — песня) — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. Олицетворе́ние — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Описа́ние — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.). Пейза́ж (франц. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении. По́весть один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. Погово́рка — образное выражение, не составляющее цельного предложения (часть суждения). Подте́кст — подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста; средство умолчания или иронии. Портре́т (от франц. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении. Посло́вица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл. Поэ́зия — искусство слова; стихотворные произведения в их соотнесенности с прозой. Поэ́ма (от греч. poiema — творение) — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. При́тча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. Про́за (от лат. proza (oratio) — прямая, свободно движущаяся речь, литературное нестихотворное произведение. Псевдони́м (от греч. pseudos — вымысел и onyma имя) — подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин). Публици́стика (от лат. public us — общественный) — род литературы и журналистики, рассматривает актуальные политические и экономические проблемы.
|
|
|