|
|
|
Литература
Переписка Л. Н. Толстого с русскими писателямиСреди огромного эпистолярного наследия Л. Н. Толстого значительное место занимают его письма, адресованные деятелям русской литературы — писателям, критикам, публицистам, редакторам журналов и газет. Круг литературных корреспондентов Толстого необычайно широк. Он находился в переписке почти со всеми своими выдающимися собратьями по перу, а также с писателями, чьи имена в настоящее время забыты или полузабыты. Некрасов и Тургенев, Боткин и Анненков, Гончаров и Островский, Панаев и Дружинин, Чернышевский и Герцен, Краевский и Катков, Щедрин и Соллогуб, Лесков и Полонский, Семенов и Тищенко, Злато-вратский и Засодимский, Стасюлевич и Гольцев, Венгеров и Пыпин, Бунин и Андреев, Короленко и Горький — словом, чуть ли не все русские писатели и литераторы эпохи Толстого переписывались с ним. Исключение составляют лишь Достоевский, Глеб Успенский и Чехов. С Достоевским и Успенским Толстой даже не был знаком, а с Чеховым, несмотря на их близость и взаимную дружескую расположенность, переписка не завязалась. Более полувека продолжалась кипучая творческая деятельность Л. Н. Толстого, и более полувека его могучая личность являлась центром притяжения литераторов самых различных идейных течений и направлений. Особой интенсивностью и богатством содержания отличается переписка Толстого 50-х — начала 60-х годов с писателями, близкими к журналу «Современник». В письмах Толстого, так же как и в ответных письмах его корреспондентов — Некрасова, Тургенева, Боткина, Дружинина, Анненкова, разговор об искусстве, его месте в общественной жизни чередуется с взволнованной исповедью о душевных переживаниях и настроениях, за полемическим выпадом в адрес идейного противника следует доверительное изложение самых сокровенных дум, после отзыва об очередном номере «Современника» или о прочитанной книге идет поэтическое описание величия и красоты природы. Эти письма являются живым памятником эпохи и в своей совокупности представляют собой яркий документ большого общественнолитературного значения. Представление о духовном мире писателя того периода, когда он творил свои бессмертные романы, когда совершался перелом в его взглядах, будет неполным без знакомства с обширной и долголетней перепиской с Фетом, в которой оба писателя поверяли друг другу подробности своей творческой, душевной, а также семейной и даже помещичье-хозяйственной жизни. Переписка с Фетом, подобно переписке с писателями «Современника»,— это общение близких друзей, отношения которых не ограничиваются общественно-деловыми связями. Отсюда многообразие ее содержания, свободная и непринужденная манера изложения. Иной характер приобретает корреспонденция Л. Н. Толстого начиная с 80-х годов, когда он стал широко известным писателем, автором произведений, принесших русской литературе мировую славу, а также религиознонравственных сочинений, привлекших к себе внимание русской интеллигенции. В эти годы инициатива письменных связей принадлежит чаще всего уже не Толстому. Литераторы, известные и неизвестные, обращаются к нему за ответом на сложные вопросы, которые выдвигала перед ними современность, ждут от него разъяснения тех сомнений, которые возникают у них при чтении его философских трактатов, жаждут узнать его мнение о своих произведениях. В письмах Л. Н. Толстого проявилась его удивительная личность с ее внутренней самостоятельностью и независимостью, напряженностью творческой мысли, остротой реакции на явления общественной и идейной жизни, его чуткость и душевная щедрость, его высокая требовательность к себе и своим литературным соратникам. В них с особой силой звучит мысль о том, что служение искусству требует от художника-творца высокого морально-интеллектуального уровня, чистоты нравственных побуждений, демократичности, беззаветной преданности людям труда, непримиримости ко всякой лжи, фальши, высокой принципиальности и честности в личных взаимоотношениях. Его переписка с писателями — яркое свидетельство высокой культуры человеческих отношений, в которых главное — интересы родной литературы, ее будущее, ее честь. В ноябре 1855 года Л. Н. Толстой приезжает в Петербург и знакомится с Некрасовым, Тургеневым и со всем многочисленным кругом литераторов, который группируется вокруг «Современника». Вначале все они подпадают под обаяние яркой, оригинальной, независимой личности молодого Толстого. Некрасов после первого проведенного с ним дня сообщает Боткину: «И уж наговорились. Милый, энергический, благородный юноша — сокол!., а может быть, и орел. Он показался мне выше своих писаний, а уж и они хороши». Однако вскоре многое в суждениях автора «Детства» начинает вызывать общее недоумение, а подчас и возмущение. Толстой, по словам Гончарова, не терпел «напускного или слепого... поклонения различным литературным авторитетам». У Толстого даже поклонение Жорж Санд, известной поборнице женского равноправия, вызывает яростный протест. Толстого коробит и тот культ Шекспира, который он встретил в кругу «Современника». Он объясняет, что «удивляться Шекспиру и Гомеру может лишь человек, пропитанный фразой».
|
|
|