|
|
|
§ 4. Площади и объёмы
17. Формулы (продолжение)680. С одной станции в противоположных направлениях вышли два поезда в одно и то же время. Скорость одного поезда 50 км/ч, а скорость другого поезда 70 км/ч. Какое расстояние будет между ними через t часов после отправления в путь? Запишите ответ в виде формулы и упростите её. Что означает число 120 в получившейся формуле? 681. Расстояние между двумя городами 600 км. Навстречу друг другу из этих городов вышли одновременно две автомашины. Одна имеет скорость 60 км/ч, а другая — 40 км/ч. Чему равно расстояние между машинами через t часов после выезда? Запишите ответ в виде формулы и упростите её. Какой смысл имеет число 100 в получившейся формуле? 682. Первая черепаха догоняет вторую. Скорость первой черепахи 130 см в минуту, а скорость второй — 97 см в минуту. Сейчас расстояние между ними 198 см. Чему будет равно расстояние между черепахами через t мин? Запишите ответ в виде формулы и упростите её. Какой смысл имеет число 33 в этой формуле? Через сколько минут первая черепаха догонит вторую? 683. Расстояние между сёлами Ивановка и Дятьково равно 90 км. Из Ивановки в Дятьково выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. Напишите формулу, выражающую расстояние s от велосипедиста до Дятьково через t часов после его выезда. 684. Вычислите устно:
685. Восстановите цепочку вычислений:
686. Найдите квадраты чисел 2; 5; 7; 8; 10; 20. Найдите кубы чисел 2; 3; 5; 10; 30. 687. Квадрат какого числа равен 4; 16; 36; 81; 900? Куб какого числа равен 1; 8; 64; 125; 27000? 688. Вычислите наиболее простым способом: а) 4 • 19 • 25; г) 50 • 75 • 2;
689. Изменится ли частное двух чисел, если: а) делимое увеличить в 2 раза; в 3 раза; б) делимое и делитель увеличить в одинаковое число раз? Приведите примеры. 690. Расскажите, в каком порядке надо выполнять действия при нахождении значения выражения: а) 23 • 82 - 15 • 33 + 1734 : 17;
691. Попробуйте найти число, квадрат которого оканчивается цифрой 0; 6; 5; 7. Какой цифрой может оканчиваться квадрат числа? куб числа? 692. Машина двигалась 4 ч со скоростью а км/ч и 3 ч со скоростью b км/ч. Какой путь прошла машина за эти 7 часов? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при: а = 40, b = 30; а = 30,b= 40; а = 60, b = 70. 693. Найдите значение выражения: а) 32 + 42; в) (92 - 42) : (9 - 4);
694. Семье, состоящей из бабушки, папы, мамы, дочери и сына, подарили 5 разных чашек. Сколькими способами можно разделить чашки между членами семьи? Р е ш е н и е. У первого члена семьи (например, бабушки) есть 5 вариантов выбора, у следующего (пусть это будет папа) остаётся 4 варианта выбора, следующий (например, мама) будет выбирать уже из 3 чашек, следующий — из двух, последний же получает одну оставшуюся чашку. Покажем эти способы на схеме.
Получили, что каждому выбору чашки бабушкой соответствует четыре возможных выбора папы, т. е. всего 5 • 4 способов. После того как папа выбрал чашку, у мамы есть три варианта выбора, у дочери — два, у сына — один, т. е. всего 3 • 2 • 1 способов. Окончательно получаем, что для решения задачи надо найти произведение 5 • 4 • 3 • 2 • 1. Заметим, что получили произведение всех натуральных чисел от 1 до 5. Такие произведения записывают короче: 5 • 4 • 3 • 2 • 1 = 5! (читают: «пять факториа́л») Итак, ответ задачи: 5! = 120, т. е. чашки между членами семьи можно распределить ста двадцатью способами.
|
|
|