Главная >> Обществознание 10 класс. Боголюбов

Глава 1. Человек в обществе

§ 1. Что такое общество (окончание)

Науки об обществе

Общественная жизнь, как мы уже убедились, сложна и многогранна, поэтому её изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и др.). Каждая из них рассматривает определённую область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики — законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом дают такие науки, как философия и социология.

Мы уже отмечали, что общество в сравнении с природой имеет свою специфику. «Во всех областях природы... господствует определённая закономерность, независимая от существования мыслящего человечества», — писал крупнейший учёный-физик М. Планк (1858—1947). Общество же — это не что иное, как совокупность людей, наделённых волей и сознанием, совершающих действия и поступки под влиянием определённых интересов, мотивов, настроений.

Действуют ли в социальной действительности объективные, т. е. независимые от сознания людей, законы развития? Можно ли изучать общественную жизнь, отвлекаясь от многообразия взглядов, интересов, намерений людей? Если нет, то можно ли признать обществознание наукой, дающей точные и объективные знания о мире?

Эти вопросы давно встали перед исследователями общественной жизни. И ответы на них давались и даются различные. Так, некоторые философы исходят из того, что социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, и в их познании можно использовать точные методы социального исследования, а социология как наука должна быть свободна от связей с идеологией, что требует отделения в ходе конкретного исследования реальных фактов от их субъективных оценок. В рамках другого философского направления предпринята попытка устранить противостояние объективных явлений и познающего их человека. Сторонники этого направления стремятся осмыслить социальный мир в соотнесении с целями, идеями и мотивами реально действующих людей. Таким образом, в центре изучения оказываются сам «переживающий» человек и его восприятие мира через призму отношения к нему индивида.

Кто же прав в этом споре?

Не будем спешить с ответами.

Словарь

Общественные отношения — отношения, которые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

Общество — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Практические выводы

1. Изучая общество, следует помнить: первым условием выработки собственной позиции по различным вопросам общественного развития является понимание того, что социальные проблемы возникают и решаются в результате взаимодействия индивидов, групп, организаций. Важно разобраться в направленности совместных действий людей, выявить характер отношений между ними.

2. Изучая общество, нельзя забывать, что оно во многом зависит от природы. Природные условия, в которых находятся разные страны и народы, космические явления, стихийные бедствия, имеющие разрушительные последствия, эпидемии, охватывающие целые континенты, — всё это оказывает воздействие на жизнь общества. Но нельзя не учитывать и результатов воздействия общества на природную среду, имеющих гибельные последствия для человечества.

3. Культура даёт возможность обществу противостоять опасностям. Чем лучше человек владеет достижениями культуры, тем успешнее он способен решать возникающие перед ним задачи.

4. Общественные науки не только позволяют удовлетворить присущую людям любознательность, но и помогают человеку, овладевшему их основами, ориентироваться в сложном, быстро меняющемся мире, точнее определять возможности и пути достижения успеха в жизни и деятельности.

Документ

Размышления об обществе русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина (1889—1968) из книги «Человек. Цивилизация. Общество».

Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагаем наличность не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких. Единица общества не составляет. Значит, общество означает прежде всего совокупность нескольких единиц (индивидов, существ, особей). Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод: общество не только означает совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т. д.), но и предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества предполагает не только наличность нескольких единиц, но требуется ещё, чтобы единицы взаимодействовали между собой.

...Все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы: 1) «неорганические» взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками; 2) живые «органические» взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3) наконец, взаимодействующие центры, одарённые психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности), изучаемые социальными науками.

Вопросы и задания к документу

1. Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является? 2. Почему П. А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия? 3. Объясните характер описанных в параграфе социальных взаимодействий, используя текст П. А. Сорокина.

Вопросы для самопроверки

1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова? 2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений? 3. В чём заключается особенность человеческой деятельности? 4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения? 5. Какие отношения можно считать общественными? 6. Раскройте разные смыслы понятия «культура». 7. Что исследователи относят к культурным универсалиям? 8. Какие науки изучают общество?

Задания

1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом — общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем — человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведённым в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чём заключаются отличия?

3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей — это самоубийство». Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) к явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.

5. В 2011 г. на вопрос социологов «Как вы считаете, современное российское общество устроено в целом справедливо или несправедливо?» дали ответ «справедливо» 12% опрошенных, а «несправедливо» — 61%. Ещё 27% затруднились с ответом (опрос ФОМ, 24.11.2011 г.). А как считаете вы? Объясните своё мнение.

Мысли мудрых

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».

В. Г. Белинский (1811—1848),
русский литературный критик

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru