|
|
|
Глава 2. Общество как мир культуры
§ 13. Наука и образование
В 8 классе вы уже знакомились с понятиями, вынесенными в заголовок параграфа. В главе «Человек в обществе» рассматривались особенности такого вида деятельности, как научное познание. Полученные знания помогут вам продвинуться дальше в понимании таких важнейших областей современного общества, как наука и образование, осознать их глубокую и неразрывную связь. Наука и её функции в обществеНапомним, что понятие «наука» используется в нескольких значениях. Прежде всего под наукой понимается особая система знаний и способы добывания таких знаний. (Вспомните, какие признаки отличают научное знание от других видов знания.) Наука как система знаний включает несколько направлений, в рамках которых выделяются отдельные науки. Так, естествознание охватывает, в частности, такие науки, как физика, химия, биология и др. Обществознание объединяет историю, социологию, правоведение, экономическую теорию, политологию и другие науки. Если сделать акцент на процессе приобретения научных знаний, то науку можно определить как творческую деятельность, направленную на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Определение «творческая» здесь вполне уместно, поскольку научный поиск — это во многом дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений. Наука выступает также частью духовной культуры общества наряду с такими её компонентами, как искусство, образование, религия. Наиболее тесные связи наука имеет с образованием. Именно в системе образования идёт подготовка будущих учёных, здесь закладываются основы избранной ими профессиональной деятельности. С другой стороны, содержание образования на школьной и вузовской ступенях во многом обеспечивается наукой. Основы научных знаний вы изучаете на уроках математики и физики, химии и биологии, обществознания, истории и географии. Более сложными являются отношения науки и религии. Из курса истории вы знаете, что были времена, когда, к примеру, католическая церковь преследовала учёных за их взгляды, объявляла научные открытия ересью. Наука и религия дают разные объяснения многим явлениям, формируют различные картины мира. Жёстко противопоставлять науку и религию вряд ли правильно. Отметим хотя бы тот факт, что среди учёных, даже естествоиспытателей, немало людей верующих, а также тех, кто отмечал большую роль религии в жизни человека и общества. Так, выдающийся отечественный учёный В. И. Вернадский (1863—1945) писал, что он чувствует религию «как глубочайшее проявление человеческой личности». Вместе с тем многие учёные считают религию заблуждением. Наука в современном обществе выступает и как важнейший социальный институт. Институты, как вы помните, оформляют ту или иную деятельность людей, придают ей устойчивый порядок, поддерживаемый определёнными нормами. Наука в качестве социального института начала оформляться довольно давно. Уже в XVII—XVIII вв. в Европе появились первые научные сообщества. О государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение во второй половине XVII в. первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В 1725 г. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской. Научная работа превращалась в профессию, научно-исследовательская деятельность — в устойчивую общественную и культурную традицию. Как социальный институт наука выполняет в обществе ряд важных функций.
Вооружение людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке, как уже отмечалось, — важнейшая задача науки. При этом аппарат науки (методы исследования, система научных понятий и выводов) даёт возможность учёным прогнозировать развитие явлений, определять направления прорывов, а также возможные риски и опасности. Культурно-мировоззренческая функция науки связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Научные представления, усвоенные человеком, во многом определяют его отношение к природным и общественным явлениям, служат критериями различения истинного и ложного, т.е. превращаются в компонент мировоззрения. Очевидно также, что человек, взгляды которого носят исключительно донаучный характер или основаны только на личном повседневном опыте, вряд ли может считаться сегодня культурной личностью. Социально-производственная функция науки стала особенно значимой со второй половины XX в. Именно в это время были совершены важные технологические прорывы, в основе которых лежали достижения науки. Атомные реакции, электромагнитные волны вначале были открыты и изучены наукой, а затем это знание легло в основу технологического развития (радио- и телеаппаратура, атомные электростанции, лазеры). Техническое освоение научных открытий составило суть научно-технической революции. Научные знания и методы широко используются при решении различных общественных проблем, в частности при определении путей социально-экономического развития; преодолении экологического кризиса; обеспечении обороноспособности; создании новых лекарственных средств и препаратов; при поддержке образовательной системы.
|
|
|