|
|
|
Глава 2. Общество как мир культуры
§ 15. Искусство (продолжение)Структура искусстваИскусство представляет собой сложную систему видов, жанров, стилей художественного творчества. Виды искусства можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитектуре, движение в танце. Каждая среда, материал требуют специфических выразительных и технологических средств, своего языка. Об этом свидетельствует, например, то, что содержание произведений одного вида искусства невозможно адекватно передать средствами другого вида. Немецкий философ Ф. Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусства, которая сохраняет своё значение и в наши дни. Он делил искусства на реальные и идеальные. Реальные — музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные — литература и поэзия, причём эти виды, пользующиеся словом как наиболее свободным и богатым средством выражения художественных идей, он ставил выше реальных искусств, а поэзию вообще признавал высшей формой художественного творчества, выражающей самую суть искусства. В таблице приведена ещё одна классификации видов искусства, основанная на средствах выражения художественного образа.
Искусство можно также классифицировать по социологическому принципу, выделив элитарное, народное и массовое искусство. Высокое (элитарное) искусство на протяжении многих веков производилось и потреблялось небольшими по численности группами, составлявшими элиту общества, — привилегированными сословиями. Произведения элитарного искусства отличались высокой сложностью выразительных форм и содержания, что делало их практически недоступными для иных групп общества. Народное искусство, отразившееся, например, в средневековой карнавальной культуре стран Западной Европы, развивалось в рамках обычаев и традиций, зачастую существовало в бесписьменной форме. Этот вид искусства весьма разнообразен по жанрам. В народном искусстве отразились эстетические потребности народа, его стремление осмыслить социальные реалии, сохранить историческую преемственность. Произведения народного искусства, как правило, анонимны, они являются результатом коллективного творчества многих поколений людей. Народное искусство переживало подлинный расцвет в период традиционного общества, появившаяся в индустриальную эпоху массовая культура оставляет ему всё меньше пространства. Массовое искусство отражает эмоциональное состояние современного человека, и на первый план выходит его компенсаторная функция: помогать преодолевать стрессы и иные психологические проблемы. Не зря к нему применяют термин «искусство антиусталости». В отличие от народного искусства, массовое создаётся не народом, а для народа. В качестве творцов выступают профессионалы, которые нередко действуют как предприниматели, производящие на основе маркетинговых исследований продукт для определённых групп потребителей. Искусствоведы нередко называют произведения массового искусства примитивными в содержательном и художественном плане. Очевидно, что создание универсальной классификации видов искусств невозможно не только из-за значительного количества критериев, но и потому, что искусство динамично развивается — появляются всё новые его виды. Однако каждая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в наибольшей мере способны выразить дух времени. В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров. Понятие «жанр» обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значительной группы произведений искусства какой-либо исторической эпохи, народа или мира в целом. Так, из курса литературы вы знаете, что по способу отражения действительности выделяются, например, эпос, лирика и драма. В изобразительном искусстве выделение жанров может основываться на специфических чертах предмета изображения — портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина. В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные и инструментальные), содержанию (лирические, эпические и драматические), месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные и др.). Система жанров искусства постоянно развивается. В современном искусстве проявляется тенденция к синтезу различных видов и жанров искусства. Современное искусствоСовременное искусство весьма разнообразно, в нём отсутствуют какие-либо строгие каноны и правила. Творец, конструируя в произведении свой иллюзорный мир, может стать подлинно свободным и всесильным — средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии своего творения. Приведём пример современного искусства. Человек идёт по городской улице, и вдруг у него под ногами оказывается город, и кажется, что он вступил на крышу небоскрёба; или ему приходится обойти автомобиль, стоящий посреди тротуара; или надо перескочить через струящийся поток воды, выбоины на асфальте. Но оказывается, что всё это трёхмерные рисунки на тротуаре. Джулиан Бивер, современный британский художник, более 10 лет представляющий свои работы на улицах британских, бельгийских, немецких, американских, австралийских городов, так описывает свою творческую деятельность: «Я рисую обычными цветными мелками, после чего покрываю нарисованную картину специальным лаком. Такие картины совсем не долговечны, но в этом и есть прелесть — успеть насладиться иллюзией, пока она ещё не стёрта. Кстати, все эти годы я ненавижу дворников и водителей поливальных машин. Эти люди ничего не понимают в искусстве...» Забавно, не правда ли? Современное искусство сложилось во второй половине XX в. В тот период происходил активный поиск принципиально новых образов и средств выражения, переосмыслялись цели художественного творчества, место художника в общественной жизни. Огромное влияние на формирование современного искусства оказало развитие техники и технологий: аудио, видео, а затем и Интернета. Наблюдался небывалый расцвет художественной фотографии, в которой многие увидели средство выражения ярких сиюминутных ощущений, фиксации значимого для творца эпизода реальности. В различных видах современного искусства появились динамичные художественные формы, отражающие постоянный творческий поиск, стремление художника к совершенно новым взаимодействиям с окружающей средой и публикой. Этот динамизм воплотился в перформансы и хеппенинги. Перформансом называют разворачивающееся во времени художественное действо, в котором всецело доминирует художник, привнесённые им атрибуты, придуманные символы, жесты. Это своеобразное представление, по сути, объединяющее в себе приёмы изобразительного и театрального искусства, рассчитанное на случайного, неподготовленного зрителя. Интересно, что, в отличие от театрального представления, перформанс не нацелен на обратную связь, коммуникацию со зрителем. Хеппенинг, в отличие от перформанса, предполагает участие зрителей в художественном действе, поэтому его финал не определён. Некоторые искусствоведы рассматривают перформансы и хеппенинги как попытку противостояния художников коммерциализации искусства, превращению художественных произведений в объект купли-продажи. В театральном искусстве современные тенденции ярко проявляются в слиянии различных художественных форм и приёмов, смешении исторических эпох. Так, играя классическую пьесу, актёры могут выйти на сцену в современных костюмах, под современную музыку; действие может быть перенесено из прошлого в современность. Подобные спектакли вызывают шок у привыкшей к классическим постановкам театральной публики. Современное искусство во всех его видах и жанрах даёт возможность человеку выразить себя. И в то же время оно является бизнесом, нацеленным на получение прибыли, привлечение инвестиций и т. п. И здесь многое зависит от того, удастся ли достойно прорекламировать то или иное произведение, создать определённую медийную узнаваемость и репутацию художника и в конечном счёте привлечь потенциальных покупателей и инвесторов. В процессе рекламы, раскрутки произведение наделяется определённой ценностью, признаваемой кругом знатоков. При этом для массового зрителя художественная и коммерческая ценность произведения современного искусства может быть неочевидной. Возможно, поэтому лишь немногие творцы и произведения современного искусства известны широкой публике.
|
|
|