|
|
|
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
§ 18. Право в системе социальных норм (окончание)Институт нраваИнститут права представляет собой объективно обособившуюся внутри той или иной отрасли группу взаимосвязанных однопорядковых юридических норм. В отличие от отрасли, охватывающей целую сферу однородных общественных отношений, институт права регулирует только отдельный участок (сторону) родственных общественных отношений внутри какой-нибудь сферы. Причём внутри отрасли права могут выделиться сразу несколько правовых институтов. Так, в трудовом праве (сфера трудовой деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д. В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступлений и т. д. Итак, общеобязательность, государственное установление, государственные гарантии и государственные санкции, строгая формальная определённость предписаний, системность, иерархичность и соподчинённость элементов — вот те основные черты, которые определяют специфику права в системе социальных норм. СловарьОтрасль права — совокупность норм, регулирующих самостоятельную сферу общественных отношений. Практические выводы1. Право не столь загадочно, как кажется на первый взгляд. Однако, чтобы открылись его тайны, нужна настойчивая, вдумчивая работа, которая поможет вам уяснить не только теоретически, но и практически важные истины, иначе говоря, поможет формированию вашей личной правовой культуры. 2. Прежде всего важно понять, что вы располагаете широким кругом прав, которые открывают перед вами возможности поступать в соответствии с вашими личными потребностями и интересами. Вместе с тем необходимо помнить, что таким же широким кругом прав обладают и другие люди. Это понимание составит основу вашей правовой культуры. 3. Вы должны учиться правильно определять реальную границу своей свободы, так выстраивать своё поведение, чтобы не ущемлять права другого человека. Только в этом случае ваша правовая культура начнёт обретать практический смысл. 4. Как гражданин (человек, небезразличный к обществу, в котором он живёт), вы должны научиться не просто знакомиться с содержанием того или иного закона, но и давать ему общественную оценку качества, направленности, видеть достоинства его и недостатки. В этом вашим надёжным помощником может стать правильное понимание сути права, его социальной ценности. ДокументИз творческого наследия русского философа и правоведа Б. Н. Чичерина (1828—1904). Все люди во все времена считали себя свободными существами, способными делать то, что хотят... Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признаётся лицом и ему присваиваются права... Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права... Право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ... Вопросы и задания к документу 1. Какую идею (или идеи) стремится выразить автор этого фрагмента? 2. Как вы думаете, какой смысл вкладывает учёный в слово «лицо»? 3. Что, по мнению автора, служит причиной, вследствие которой человеку «присваивается право»? 4. Какими причинами обусловлено происхождение права? 5. Какое определение автор даёт праву? Что лежит в основе этого определения? 6. Сравните подход Чичерина к определению права с теми, что даны в предыдущем параграфе. Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните своё мнение. Вопросы для самопроверки1. Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов? 2. Объясните, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия. 3. Что сближает право и мораль? В чём проявляется «суверенность» права? 4. Что такое система права? 5. Охарактеризуйте основные признаки нормы права и дайте ей определение. 6. Как классифицируют нормы права? 7. Дайте определение отрасли права. Как классифицируют отрасли российского права? 8. Что представляет собой правовой институт? Задания1. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 —1626) любил говорить, что существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона. Объясните, почему о законе можно так говорить, а о праве нельзя. 2. Известный российский правовед С. С. Алексеев при раскрытии вопроса о праве приводит такой пример. В вагон электрички, перед самым её отходом, влетает женщина с тяжёлыми сумками в руках. Все места заняты, причём в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!» Мужчина встаёт, а женщина садится на его место. Смущённый мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивлённо спросить, почему его согнали с места. Женщина тут же громко парирует: «Потому что я, женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам». Как вы думаете: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступить ей место? Объясните с точки зрения права и морали. 3. Опираясь на известную вам классификацию правовых норм, укажите, какую форму действия предписывают изложенные ниже нормы права (приведите название нормы и объясните её смысл): «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются» (Конституция РФ, ст. 15); «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом» (Конституция РФ, ст. 45); «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58). 4. Опираясь на текст учебника, заполните таблицу.
Мысли мудрых«Сознание права развивает сознание долга». В. Гюго (1802—1885), французский писатель
|
|
|