|
|
|
Обществознание 10 класс
Заключение. Человек в XXI в. (окончание)СловарьТехнократизм — учение, которое утверждает, что в развитии человечества определяющее значение имеют техника, технологии, технический прогресс. Технократическое мышление предполагает решение личных и социальных проблем с позиций технократизма. Практические выводы1. Вызовы современного мира заставляют нас осознанно относиться не только к собственным, личным, но и к общечеловеческим проблемам. Осознание собственной роли в процессах, имеющих глобальный характер, — труднейшая задача. Тем не менее каждый может найти для неё своё решение. Одним из важнейших ваших решений будет выбор сферы профессиональной деятельности. 2. В современном мире резко возрастает скорость передачи информации, её объём. Всё это требует дополнительных интеллектуальных усилий по её переработке и использованию. Темп жизни ускоряется, психологические нагрузки увеличиваются. Вам нужно научиться определять оптимальный темп деятельности, эффективной, но не разрушительной для вашего организма и психики. 3. Стремясь к получению новой информации, важно не превратиться в её раба — человека, для которого исчезает грань между реальным и виртуальным, главным и второстепенным. Стремясь к использованию всех материальных возможностей современного мира, важно сохранить духовные потребности и не превратиться в «существо потребляющее». 4. Не существует однозначного определения ценностей современного мира. Вместе с тем признание ценности личности, человечества, природы, многообразия культур позволяет утверждать, что сохраняется система ценностей, которые объединяют всех людей. Антиценностями современности выступают насилие и ксенофобия (ненависть по отношению к чужому, незнакомому). ДокументФрагмент работы И. Ю. Алексеева «Информация и интеллект как ценности современной эпохи». В условиях информационной эпохи объёмы смысловой информации, передаваемой по техническим каналам связи, притом производимой и распространяемой специально созданными для этого организациями, растут гораздо быстрее, чем объёмы смысловой информации, получаемой человеком из непосредственного опыта и личного общения. Средства и методы манипулятивных воздействий на человека становятся всё более изощрёнными и применяются повсеместно. Успех манипуляции определяется тем, что у человека — объекта манипулирования — создаётся впечатление, что он сам управляет своим поведением, осуществляя осознанный выбор на основе рационального анализа ситуации. Информационно-технологическая среда, как таковая, открывая перед человеком широкие возможности для новых видов активности, содержит и потенциальные опасности деформаций в структуре личности и способах её социальной адаптации. Вытеснение культурой экранной культуры книжной несёт новые вызовы интеллекту человека. Под вопрос ставятся не только перспективы абстрактного мышления, но и перспективы памяти. Известно, что популярная манера коверкать слова в «интернетовской» переписке ведёт к снижению уровня грамотности обычного, «серьёзного» письма, — человек попросту не может вспомнить, как правильно пишется то или иное слово. Особая ситуация — с компьютерными играми, продуктом одной из наиболее динамично развивающихся отраслей современной информационно-технологической индустрии, оказывающей значительное воздействие на человеческое сознание, и прежде всего на сознание формирующейся личности. Игра компьютерная, как и любая другая, удовлетворяет потребности человека в самореализации, выходящей за рамки его действительных социальных ролей, раздвигает границы возможного, вводит в иные миры. Например, игры, использующие материалы из истории, способны пробудить интерес к тем или иным событиям и действующим лицам, и следствием такого интереса может стать обращение к источникам надёжной информации, включающим справочную и учебную литературу. Но такие же игры могут способствовать закреплению в памяти неверной информации об исторических событиях, потере способности отличать истину от вымысла. Вопросы и задания к документу 1. Какие проблемы затрагивает автор? 2. Учёный утверждает, что информационно-технологическая среда открывает перед человеком «широкие возможности для новых видов активности». Подтвердите или опровергните это мнение с помощью примеров. 3. Как относится автор к компьютерным играм? Согласны ли вы с этой позицией? Аргументируйте своё мнение. Вопросы для самопроверки1. Какие глобальные вызовы человечеству вы можете назвать? 2. Какие факторы определяют особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе? 3. Как информационная модель мира может воздействовать на сознание человека? 4. Как можно определить содержание информационной компетенции? 5. Какие риски влечёт за собой деятельность человека в информационном обществе? 6. Назовите основные ценности информационного общества. Какие из них вы считаете важнейшими и почему? 7. Каково содержание термина «цифровое неравенство»? Приведите примеры, раскрывающие его суть. Задания1. Проанализируйте список востребованных в российском обществе профессий. Как вы думаете, какие из этих профессий могут исчезнуть в процессе успешного развития информационного общества? Какие виды деятельности придут им на смену? Какие из этих профессий можно отнести к «вечным»? Почему? 2. В 2011 г. Правительство РФ утвердило перечень приоритетных профессий, соответствующих основным направлениям модернизации страны. Используя Интернет, найдите список этих профессий. Сопоставьте с ним свой профессиональный выбор. 3. Бывают ли «лишние» знания? Обсудите в классе, какие знания и умения необходимы всем школьникам, независимо от их будущей деятельности в информационном обществе. 4. Согласны ли вы с мнением современного философа Ханса Ленка: «Знание становится весьма недолговечным достоянием, которое быстро устаревает и в связи с этим требует постоянной гибкой и точной переориентации. В будущем нам предстоит, по- видимому, прежде всего не накапливать знания, а научиться систематически вырабатывать новое знание»? Обоснуйте свою позицию. 5. Как вы относитесь к упрощению языка в компьютерной коммуникации? Проанализируйте это явление с позиции рисков информационного общества. 6. В 1990 г. в Японии был создан виртуальный город Хэбитэт, в котором «нашли приют» свыше 10 тыс. виртуальных жителей — пользователей Интернета. Они получили возможность выбрать свой внешний вид из более чем тысячи предложенных вариантов, подобрать одежду, обувь, жилище. «Горожане» вступают в формальные и неформальные отношения: общаются, делают покупки, вступают в браки, создают правительство. Прокомментируйте приведённую информацию. Что вас особенно заинтересовало в этом примере? Охарактеризуйте пользователей Интернета, «нашедших приют» в виртуальном городе: что могло привлечь их к участию в проекте? Какие риски существуют для участников? Хотели бы вы разделить это увлечение? Почему? 7. Прочитайте стихотворение В. Высоцкого «Баллада о времени», написанное в 1975 г. Какие философские проблемы раскрывает стихотворение? Сформулируйте позицию автора в споре о ценностях современного мира. Согласны ли вы с его мнением? Аргументируйте свою позицию в этом споре. 8. Напишите эссе на одну из тем: «Ценности и антиценности постиндустриального общества», «Судьба вечных ценностей в информационном обществе». Мысли мудрых«Если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке». А. Печчеи (1908—1984), итальянский учёный
|
|
|