|
|
|
Глава 2. Цивилизация и культура
Конфессии в России. ОбществознаниеИудаизм в Российской ФедерацииИудаизм, одна из древнейших религий, проник в Россию как конфессия евреев. Самые многочисленные группы иудеев сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Челябинске, Ростове-на-Дону, Саратове, Новосибирске. В российском иудаизме выделяют два основных направления: ортодоксальный, в состав которого входит движение хасидизма (неукоснительное соблюдение талмудических требований), и современный (прогрессивный). Современное еврейское движение в России можно рассматривать как совокупность нескольких составных частей. Это светские общественные организации, ставящие целью развитие еврейской культуры, благотворительные организации и фонды. Совокупная численность всех религиозных иудейских общин в России не превышает 25 тыс. человек, что составляет чуть более 2,5% всего еврейского населения страны, включая членов их семей. Другие традиционные и нетрадиционные верованияВ России живут и приверженцы традиционных верований (шаманизма, родоплеменных и промысловых культов и др.). Их последователи составляют большинство среди верующих эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэгейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев; немало их и среди алтайцев, ненцев, долган, ороков. Сторонники традиционных верований есть также среди эвенков и хантов. В ряде российских городов (Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Казани, Астрахани, Южно-Сахалинске и др.) появились группы сторонников одной из так называемых новых религий — бахаизма. К новым религиям относят также Церковь саентологии, возникшую в 1950-х гг. в США и внедрившуюся позже в ряд городов Европы, в том числе в Москву. Часть южных алтайцев исповедуют бурханизм — появившуюся в 1904 г. религию, сочетающую элементы алтайского шаманизма и буддизма. Последователи этой религии поклоняются богу Бурхану. Рост роли религиозных организаций в жизни страныАнализ деятельности религиозных объединений показывает, что их роль в общественной жизни возрастает. Религиозные организации всё активнее включаются в процессы социального служения. Они решают вопросы духовно-нравственного воспитания; проблемы борьбы с алкоголизмом и наркоманией; благотворительности и милосердия; просветительской работы в местах лишения свободы. Многие традиционные и нетрадиционные религиозные объединения сотрудничают между собой в решении самых актуальных задач. В конструктивный межрелигиозный диалог включились и нехристианские конфессии. Так, православные и мусульмане совместно обсуждали возможности прекращения вооружённых конфликтов в Нагорном Карабахе и Чечне.
Взаимовлияние конфессий часто происходит по тому же самому сценарию, что и взаимовлияние культур, — там, где есть поглощение и ассимиляция, частичное приспособление и сохранение автономии и культурный плюрализм. Бытование ислама в православном культурном пространстве постепенно привело к формированию неизвестных ранее феноменов. Один из них — так называемый русский ислам. Его основные черты: массовый переход в мечетях на русский язык; перевод исламского книгоиздания на русский язык; разворачивание образовательного процесса преимущественно на русском языке в определённом методическом поле; исламские русскоязычные СМИ; появление исламских сообществ, думающих и говорящих на русском языке. По мнению специалистов, русский ислам — это явление, которое принадлежит как исламской, так и русской культуре, в том числе политической культуре. Основные термины и понятия Религиозное объединение, традиционные верования, новые религии. Вопросы и задания 1. Что такое религиозная организация с правовой точки зрения? Какую роль играют в повседневной жизни страны религиозные организации? 2. Дайте характеристику общей картины религиозных конфессий в современной России. Сделайте не менее пяти выводов. 3. Охарактеризуйте роль ведущих конфессий России в жизни страны. 4. Что позволяет говорить о том, что основной конфессией в России является православие? 5. Во всём мире вопросам взаимоотношения христианства и ислама придаётся особое значение. Охарактеризуйте постановку и решение этого вопроса на примере православия и ислама в России. (При ответе используйте информацию, полученную из современных СМИ.) Практикум 1. Соотнесите классификацию религий, данную в предыдущем параграфе, и конфессиональную ситуацию в современной России с качественных и количественных позиций. 2. Как известно, в нашей стране конституционно закреплена свобода совести, Церковь отделена от государства. Что же тогда означает, на ваш взгляд, слово «зарегистрированные» по отношению к религиозным организациям? Почему данные по количеству религиозных организаций даёт орган государственного управления — Министерство юстиции? 3. Составьте схему «Взаимоотношения общества, государства и Церкви», исходя из следующего утверждения: «Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Общество неразрывно связано с государством как своей политической надстройкой и Церковью как своим духовным центром».
|
|
|