Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 2. Цивилизация и культура

Конфессии в России

Религиозные объединения в Российской Федерации

Религиозное объединение — добровольное объединение граждан России или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Такое объединение обладает соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

По данным Министерства юстиции РФ, в январе 2009 г. в стране были зарегистрированы 22 507 религиозных организаций.

Православие в России

Краткая история православия в нашей стране. На территории Древнерусского государства приверженцы христианства появились в IX в., а в конце X в. при киевском великом князе Владимире (988) Русь официально приняла эту религию, чем и было положено начало Русской Православной Церкви (РПЦ). До середины XV в. Русская Церковь была митрополией (т. е. одной из составных частей) Константинопольской Церкви, а её глава утверждался Вселенским патриархом. В 1448 г. Русская Церковь обрела автокефалию (самостоятельность), с 1589 г. стала возглавляться Патриархом Московским и всея Руси. Пётр I, реформы которого не поддержала высшая церковная власть, упразднил патриаршество. Его заменил Святейший Правительствующий Синод. Революционные события 1917 г. привели к восстановлению патриаршества. Приход советской власти означал для РПЦ (как, впрочем, и для всех конфессий) гонение на служителей Церкви и мирян. Суть этой политики можно понять из письма В.И. Ленина, датируемого 19 марта 1922 г.: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей <...> Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Если до Октябрьской революции в стране было 77,7 тыс. православных храмов, около 120 тыс. священнослужителей, 1025 монастырей (478 мужских и 547 женских) с 95 тыс. монашествующих и послушников, 57 духовных семинарий и 4 духовные академии, то в 1928 г. осталось 38,5 тыс. храмов, к началу Великой Отечественной войны их число было сведено к минимуму — 1,7 тыс.

В годы Великой Отечественной войны отмечается некоторый религиозный подъём. Патриотическая деятельность духовенства привела к росту духовного влияния Московской Патриархии. Церковь не только утешала, поддерживала веру в победу, но и оказывала материальную помощь фронту (в частности, в 1941 г. все православные приходы страны начали сбор пожертвований в Фонд обороны). На деньги верующих была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Духовенство участвовало в рытье окопов, трудилось в военных госпиталях, устроенных в монастырях. За патриотическую деятельность 40 представителей духовенства были награждены медалями и орденами.

Однако улучшение отношений Церкви и государства носило, во-первых, временный характер, продиктованный необходимостью мобилизации всех сил для борьбы с общим врагом, во-вторых, декларативный характер, поскольку многое из обещанного государством так и осталось на бумаге.

Взаимоотношение общества, государства и Церкви. Религиозные объединения отделены от государства, но не отделены от общества. Общество неразрывно связано с государством как своей политической надстройкой и с Церковью как своим духовным центром.

Сложные взаимоотношения Русской Православной Церкви с советским правительством инициировали появление в 1920-е гг. православных религиозных движений внутри страны и за её пределами, квалифицировавшихся священ ноначалием Русской Православной Церкви как раскольнические: обновленчество; Истинно Православная Церковь, более известная как Катакомбная; Русская Православная Церковь за рубежом и пр. И сейчас в России существуют православные церковные организации, не признающие руководства Русской Православной Церкви.

Православие в России сегодня. Торжественное празднование 1000-летия официального принятия православия в России открыло путь к тому, что патриарх Алексий II назвал «вторым Крещением Руси». К этому времени в Русской Православной Церкви было примерно 6800 приходов, 67 епархий и 21 монастырь. В начале 1990-х гг. до 80% верующих россиян исповедовали православие. Ныне самая влиятельная Церковь страны имеет более 16 тыс. приходов, общее число епархий приближается к 120, действует более 330 монастырей и 30 с лишним монастырских подворий. Общая численность православных в нашей стране составляет, по разным оценкам, 70—80 млн человек.

    Крестный ход

Православия сегодня, как и прежде, придерживаются большинство верующих России. Хотя православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется с самым большим по численности народом России — русским, его исповедует также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, куман- динцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов.

Православными считают себя и большинство ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. Православия придерживается и большая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков.

Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru