Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 4. Социальные группы в прошлом и сегодня

§ 24—25. Этнос и этнические отношения

Этноцентризм

В ходе межнационального взаимодействия, особенно если оно длится долгие годы и проходит регулярно, обязательно возникают какие-то трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Это как бы издержки межэтнических отношений. Когда всё идёт хорошо, то о них не вспоминают. Но они превращаются в проблему, как только отношения обостряются. Причиной обострения часто выступает так называемый этноцентризм.

Этноцентризм — уверенность в превосходстве собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

Он тесно связан с другим явлением, именуемым ксенофобией.

Ксенофобия (от греч. хепох — чужой и phobos — страх, боязнь) — навязчивый страх перед незнакомыми лицами, чужими взглядами и обычаями.

Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, принимающая политическую направленность.

Шовинизм можно считать разновидностью ксенофобии и этноцентризма.

Этноцентризм порождает массу предрассудков в отношении представителей других культур, служит основой возникновения враждебности к другим нациям и расам, выступает причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создаёт ненужные затруднения при общении представителей разных культур и народов.

Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма. Она не закрепляется законом страны, не поддерживается судебными и карательными органами, но возникает стихийно в массовом сознании и поведении людей.

    «Марш против ненависти» в Санкт-Петербурге посвящён всем жертвам неонацизма. 2008 г.

В 1991 г. в немецком г. Хойерсверда неофашисты и «бритоголовые», вооружённые ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. В другом общежитии — для иностранцев, дожидавшихся оформления соответствующих документов, — они напали на румын. Часть населения одобрила действия экстремистов, другие упрекали полицию в неоперативном вмешательстве. В 1992 г. экзальтированные молодчики собрались в Ростоке перед общежитием иностранцев. Уличные бои между усиленными подразделениями службы безопасности и неонацистами продолжались и в течение всей следующей ночи. Через два дня тысяча молодчиков, подстрекаемых взрослыми, напала на общежитие и подразделения безопасности. 70 экстремистов проникли в здание и подожгли его. Пожар удалось потушить лишь через полтора часа.

Против вспышек национальной и расовой нетерпимости резко выступили как население страны, так и ведущие немецкие политики и печать. В ответ на вылазки неофашистов более 400 тыс. человек со свечами, факелами и карманными фонариками в руках образовали в Мюнхене 45-километровую цепь, выразив так протест против расизма и насилия. Манифестацию поддержали сотни демонстраций по всей Германии.

Этнические конфликты

Этнический конфликт привлёк внимание учёных уже после того, как были исследованы классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Проблема запоздалого изучения этнических конфликтов в их специфике: условия протекания конфликтов существенно различаются даже в одном и том же (не говоря о разных) регионе. Скажем, национально-освободительная борьба против колонизаторов качественно отличается от межплеменных столкновений, происходящих в том же географическом районе. Разными могут быть и мотивы, механизмы участия в конфликтах различных слоёв этноса.

Оказалось, что этнический конфликт трудно обнаружить в чистом виде. Нередки случаи, когда конфликт, на ранних этапах которого преобладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический конфликт и наоборот. Считается, что именно этнический конфликт является наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные виды конфликта играют второстепенную роль. Даже классовый конфликт — кратковременный эпизод человеческой истории, характеризующий последние 5— 6 тысячелетий.

Этнические конфликты возникли на заре человеческой истории. В глубокой древности это были межплеменные войны, которые велись за территории охоты, рыболовства, собирательства, т. е. за обладание средой обитания. Случалось, что в них погибали целые народы, а другие подвергались мощной ассимиляции со стороны более грозного соперника. На протяжении всей человеческой истории происходило постоянное перемещение этносов по территории Земли.

Субъектом межнационального конфликта является та или иная этническая общность, он развивается либо между коренными нациями (армяне и азербайджанцы), либо коренной нацией и национальным меньшинством (литовцы и поляки; грузины и осетины). В развитии этнического конфликта всегда проявляются две основополагающие тенденции: одна — к размежеванию, другая — к консолидации. Например, затянувшийся конфликт в Нагорном Карабахе включает вопросы о территории автономной области, о её экономическом развитии, о характере образования в школах и т. д.

В основе этнических конфликтов лежит открытое столкновение, часто принимающее форму военных действий или затяжного социального напряжения, носящего скрытый характер, между двумя или несколькими рядом живущими народами, которые не могут поделить материальные ресурсы (территорию, естественные границы, полезные ископаемые, рабочую силу) или нематериальные ценности (господство над другими, национальную честь, политический престиж и др.).

У большинства народов, даже тех из них, что живут по соседству, разные культурные ценности и культурные нормы. Но как бы объективно ни различались народы (этносы), важнее то, как субъективно они воспринимают и оценивают подобные различия. Последние могут расцениваться как нечто естественное и служить основой гармоничного, т. е. терпимого к представителям иной культуры, сосуществования. Но они могут восприниматься и как повод для вражды. Такое происходит при этноцентризме — ощущении превосходства собственной культуры и недооценивании чужой.

Учёные считают: чем больше контрастов и различий между этносами, тем больше повода и причин для конфликтов, особенно в ситуации конкуренции за ресурсы и власть. Нередко поводом (не путать с причиной) для этнического конфликта служат такие второстепенные факторы и факты, как нелестная оценка одной нацией представителей другой нации, искажённое восприятие национальных символов или надругательство над ними.

Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие. Если враждебность проявляется в поведении индивидов, то большой беды в том нет. В крайнем случае её считают проявлением бытового расизма. Но когда нетерпимое отношение к другой культуре охватывает большие массы людей, то возникают межнациональные конфликты и войны.

Война часто напоминает расширенный этнический конфликт, а этнический конфликт — локальную войну. Главное различие в том, что даже длительные войны рано или поздно заканчиваются прекращением огня и мирными переговорами. Серьёзные этнические конфликты могут не иметь решения и продолжаться сотни лет, затихая лишь на определённое время.

Осенью 2005 г. Францию сотрясли грандиозные межэтнические столкновения. Три недели не только в пригородах Парижа, но и по всей стране бушевала необъявленная гражданская война.

Как ни удивительно, но Франция — «самая мусульманская» страна Европы, здесь живут около 5 млн мусульман. Эта диаспора, занимая второе место после католиков, опережает протестантскую и иудейскую. Две трети мусульман Франции — иностранцы, главным образом из Африки, Турции, с Ближнего Востока. В стране 1,5 тыс. мечетей и действуют около 2 тыс. различных исламских организаций.

Во время столкновений банды мародёров захватили одну из самых известных городских площадей — площадь Республики. Когда погромщики скрылись, там остались догорать 30 автомобилей. Беспорядки и погромы, спровоцированные после гибели двух подростков арабского происхождения, охватили всю территорию страны, от Пиренеев на юго-западе до границы с Германией на востоке.

В последней четверти XX столетия в различных частях земного шара полыхало более 40 вооружённых конфликтов: в Югославии, Ливане, Израиле, Индии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Северо-Кавказском регионе России. Подавляющее большинство носило межнациональный или межплеменной характер. Возникая на территории одной или нескольких стран, они затем превращаются в полномасштабные войны. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами. Исходная причина многих конфликтов давно забыта, но в подсознании целых поколений оседает почти патологическая нетерпимость к другой нации.

    Межэтнические столкновения во Франции. Осень 2005 г.

К основным причинам этнических конфликтов специалисты причисляют:

    • ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;

    • ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, территория, привилегии и т. п.);

    • негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов;

    • бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания;

    • ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе.

Часто причиной этнического конфликта становится расовая дискриминация.

Расовая дискриминация — систематическое ущемление прав этнической группы граждан по мотивам её национальности или расы.

При этом дискриминация может и не объявляться в качестве официальной политики государства, но тихо и незаметно проводиться на бытовом уровне. В таком случае говорят, что это фактическая, а не юридическая дискриминация.

Крайними формами дискриминации являются:

    апартеид (на яз. африкаанс apartheid — раздельное проживание) представляет собой крайнюю форму расовой дискриминации. Он включает лишение определённых групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции;

    геноцид — действия, направленные на уничтожение какой-либо национальной, этнической группы людей;

    рабство.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru