|
|
|
Глава 7. Общественные отношения и социальное поведение
Общественные отношения и социальное взаимодействиеСущность общественных отношенийОбщественные отношения — собирательное название для множества отношений, выражающих интересы больших социальных групп. К ним относятся: экономические, политические, культурные, межнациональные, межконфессиональные, международные и прочие отношения.
В повседневной жизни мы совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая об этом. Встречаясь, мы здороваемся за руку и приветствуем человека; входя в автобус, пропускаем вперёд детей и пожилых людей. Всё это — акты социального взаимодействия, или социального поведения. Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
Взаимодействие вырастает из общения людей и предполагает два процесса: 1) обмен информацией; 2) обмен действиями. Беседу двух человек в каком-то смысле можно считать взаимодействием. На самом деле это всего лишь коммуникативный процесс — обмен мнениями. Но вот они что-то не поделили и повздорили. Наступила вторая фаза — обмен действиями. Он может носить мирный и немирный характер. Ведь оба спорящих могли не ссориться, а пойти в кино. В первом случае взаимодействие называется конфликтом, а во втором — сотрудничеством. Каждый раз, когда речь заходит о группе людей, то подразумевают, что взаимодействие в ней принимает характер совместных действий, заранее спланированных и организованных ради достижения общей цели. Если группа работников (производственная бригада) долго трудится в одном месте и в одном составе, люди не просто привыкают друг к другу. У них возникают общие взгляды и общие интересы; они подчиняются одним и тем же негласным нормам поведения. Они дружат семьями; одалживают друг другу деньги; вместе отдыхают; вместе защищают свои интересы от третьих лиц, например от начальства. В результате трудовое взаимодействие перерастает в более комплексное и сложное явление, которое мы вправе назвать социальным взаимодействием. Существует всего два типа взаимодействий: • когда в отношениях доминирует одна сторона; • когда в отношениях обе стороны находятся в равных условиях. К одностороннему доминированию относятся такие разновидности взаимодействия, как командование, эксплуатация, господство, нравоучение и др. К двустороннему взаимодействию относятся: обмен, переговоры, конкуренция, соревнование, мозговая атака, конференция, купля-продажа, конфликт, телефонный разговор. Как же можно подразделить сферы социального взаимодействия, или социальные сферы жизнедеятельности общества? Перечислим их: • экономическая сфера взаимодействия, где индивиды выступают как собственники и наёмные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки; • профессиональная сфера взаимодействия, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтёры, повара; • семейно-родственная сфера взаимодействия, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тётей, крёстных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных; • демографическая сфера взаимодействия, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие ещё и межэтнического взаимодействия); • политическая сфера взаимодействия, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т. д.; • религиозная сфера взаимодействия подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания; • территориально-поселенческая сфера взаимодействия — столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами. Если взаимодействие между банкиром и кассиром протекает как личная беседа (межличностное общение), оно не может квалифицироваться в качестве социального в строгом смысле. Социальное взаимодействие непременно следует отличать от межличностного. Напомним, что социальное взаимодействие может проявляться в системе управленческих отношений и в организации. А межличностными отношениями можно назвать совокупность отношений между хорошо знакомыми людьми, которые они проявляют в непосредственном — лицом к лицу — контакте. Такие отношения возможны только на основе личных симпатий или антипатий, обмена действиями или информацией в небольшом коллективе.
|
|
|