Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 7. Общественные отношения и социальное поведение

Социальное поведение. Обществознание

Прекрасный образец целерационального действия дал У. Шекспир в «Юлии Цезаре». Древнеримский трибун Флавий, встретив толпу граждан, спрашивает их предводителя — сапожника: «Что же не работаешь сегодня дома? Зачем людей по улицам ты водишь?» На что тот ему отвечает: «Затем, сударь, чтобы они поизносили свою обувь, а я получил бы побольше работы». Хотя большинство граждан собрались конечно же для иной цели: посмотреть Цезаря и порадоваться его триумфу. Иначе говоря, мотив их действий преимущественно эффектный — выражение своего восторга. Тем не менее сапожник параллельно ей преследует свою собственную, чисто прагматическую цель. Читатель чувствует, что в словах сапожника больше юмора, нежели серьёзной выгоды, но за несерьёзной формой вполне может скрываться серьёзное намерение.

Поведение потребителей — это сумма рациональных расчётов и иррациональных поступков. Рядовой потребитель спрашивает чуть ли не у каждого встречного, на каком оптовом рынке колбаса дешевле, и, взвесив стоимость проезда, невыполненных домашних дел, едет на другой конец города. Предприниматель заказывает всё, что ему нужно, не выходя из офиса.

Но вот резко увеличилась инфляция. Её жертвами оказываются самые незащищённые слои. У них нет запаса прочности в виде счёта в банке, ценных бумаг, прибыльной работы. Денег в кошельке столько, сколько «новый русский» тратит на чаевые. Психологически стресс не выдерживают самые бедные. Естественная реакция — паника и массовый психоз: надо покупать сегодня, пока завтра цены не поднялись выше. Начинается фаза ажиотажного спроса. С прилавков магазинов и оптовых рынков сметают всё подряд. Естественная реакция продавцов — повышать цену вслед за ростом спроса на товары. Для купцов это золотые деньки. Но при условии, если его расходы на аренду, транспорт и прочее не растут в той же пропорции. А поскольку в период всеобщего кризиса увеличивается в размерах всё, кроме зарплаты, которая реагирует самой последней, то от него практически никто, кроме узкой группы игроков на бирже, не выигрывает.

Однако в последнее время обнаружились недостатки рациональной модели экономического поведения. Психологи предупреждают: люди ведут себя не столько в соответствии с расчётом собственной выгоды, сколько под влиянием эмоций, страхов, воспоминаний, стереотипов и предрассудков. Принцип рациональности, как и многие другие понятия экономической теории, описывает не то, что есть на самом деле, а некую идеальную модель. Экономистам приходится оценивать нерациональное поведение человека.

В начале реформ, а именно в 1991 г., когда объявили, что скоро резко повысятся цены на продукты питания, домохозяйки и старушки в несметном (по их доходам, разумеется) количестве стали закупать масло, крупы, соль, спички. Говорили: «про запас». Конечно, действовали они так чисто прагматически: когда цены вырастут, те же продукты им придётся покупать втридорога. Получалась существенная экономия денег. На самом деле никакой экономии не получилось. Масло стало горьким, а в крупе завелись жучки. Непригодные к употреблению продукты пришлось выкинуть.

Люди подальновиднее поступали иначе: они вкладывали на глазах обесценивающиеся рубли в предметы долговременного пользования. В те, что скоро не испортятся. И оказались в выигрыше.

    Основные термины и понятия

Противоречие, поведение, социальное действие (поведение), принцип рациональности, рациональное поведение.

    Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте рациональное поведение. Почему, на ваш взгляд, люди часто ведут себя не рационально? Применимо ли рациональное поведение во всех сферах общественной жизни?

2. Как вы понимаете выражение: «Поступайте с другими так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами»?

3. Почему, на ваш взгляд, именно семьянин и гражданин не подчиняются логике рационального экономического действия? Приведите примеры.

    Практикум

1. Каждому приходилось бывать в магазине и стоять в очередях в кассу. В подобной ситуации и вы, и другие покупатели хотят, чтобы их очередь подошла как можно скорее. Имея в виду эту цель, зададимся вопросом: как должны быть скоординированы действия покупателей? Как избежать ситуации, в которой к отдельным кассам очереди будут очень длинными, в то время как к некоторым другим кассирам придётся ждать клиентов?

2. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Полное разрешение конфликта предполагает, что на смену борьбе приходит сотрудничество.

Б. При частичном разрешении конфликта остаются условия для его продолжения.

    1) Верно только А;

    2) верно только Б;

    3) верны оба суждения;

    4) оба суждения неверны.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru