|
|
|
Глава 1. Эволюционный базис человечества
Общественное сознание и философия. ОбществознаниеОсновные черты, присущие философскому знаниюФилософское знание имеет как специфические черты, отличающие его от научного знания, так и черты, роднящие его с последним. 1. Основная специфика — его двойственность, так как философское знание имеет много общего с научным знанием (предмет, метод, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде. 2. Главное отличие философии от всех наук в том, что философия является теоретическим мировоззрением, обобщающим ранее накопленные человеческие знания. 3. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание, не стоит над ними. 4. Как и научное знание, философское знание имеет сложную структуру (философское знание включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.). 5. Оно носит предельно общий, теоретический характер. 6. Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе разных наук. 7. Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания. 8. Как и научное знание, постоянно развивается и обновляется. 9. Опирается на категории — предельно общие понятия. 10. Как и научное знание, философское знание неисчерпаемо по своей сути. 11. Оно ограничено познавательными способностями человека, имеет неразрешимые «извечные» проблемы (происхождение бытия, бессмертие души и наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые сегодня не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Впрочем, и научное знание ограничено познавательными способностями человека. У философии важная роль как в естественных, так и в социальных науках. Когда учёный-гуманитарий (будь то психолог, политолог или социолог) не способен построить целостную цепочку рассуждений, допускает логические противоречия, то это может означать только одно: у него нет философского мышления, а это всегда будет мешать ему как профессионалу в своей области. Философская культура проявляется не в знании того, какой философ в каком году жил, какие сочинения написал и каких идей придерживался, а в умении философски анализировать окружающий и свой внутренний мир. Умение это даётся лишь в ходе постоянной тренировки своего ума. Ведь философия даёт человеку мудрость, которая выражается в простоте, а не в замысловатости языка. Таким образом, суть самой философии заключается в следующем — она формирует дисциплинированное мышление человека. Философия, помимо прочих её заслуг, — это ещё и прекрасный тренинг для ума. Мудрость не предполагает однозначного прочтения или прямолинейной трактовки. Носителями мудрости могут выступать не только официально утверждённые философы, занесённые в учебники и монографии, но и простые люди, скажем, наши папы, мамы, дедушки и бабушки. Ведь говорила мне бабушка, не делай того-то и того-то, вспоминаете вы тогда, когда уже успели совершить неблаговидный поступок. Истоки античной мудрости коренятся в глубинах народной психологии и коллективного творчества. Возможно, что ранние философы были всего лишь внимательными наблюдателями и хорошими учениками. Возможно, что вовсе не Гераклит являлся автором известного мудрого изречения «Всё течёт, всё изменяется», а кто-то другой. Может быть, их автором и вовсе является народ. Но именно Гераклит оценил по достоинству, возвёл в ранг философской мысли это обобщение, придал новое содержание и вставил в культурный контекст человеческого познания. Основные термины и понятия Общественное сознание, философия. Вопросы и задания 1. Что такое общественное сознание? В каких формах оно проявляется? Как оно связано с индивидуальным сознанием? 2. Что такое философия? Приведите конкретные примеры двух различных явлений, для обозначения которых используется это слово. 3. Какую роль играет философия по отношению ко всем наукам? Почему именно философия выступает в такой роли? 4. Как вы понимаете вывод о том, что философия дала жизнь всем конкретным наукам? 5. Что мешает назвать философию наукой? 6. Дайте характеристику философскому мышлению. 7. Какие из черт философского знания, на ваш взгляд, характерны только для философии? Своё мнение обоснуйте. 8. Что такое философский подход к жизни? Кого, на ваш взгляд, можно назвать мудрым человеком? Практикум 1. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Философия как форма общественного сознания». 2. Герой пьесы Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден, который стал учиться весьма в зрелые годы, с удивлением узнал, что всю жизнь говорил прозой. Прочитав этот параграф, не сделали ли вы для себя открытие, что уже немало лет философствуете? Что такое, на ваш взгляд, философствовать в повседневной жизни? А это занятие полезное или вредное? 3. Приведите примеры из жизни, которые покажут разницу в смысле двух фраз: «Он — философ» и «Он знает философию».
|
|
|