Главная >> Обществознание 11 класс. Кравченко

Глава 1. Экономика

§ 13. Мировая экономика и международная торговля

Основные инструменты мировой экономики

Важнейшую роль в мировой экономике играют международная торговля и мировая валютная система.

Международная торговля — торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг.

Вся сумма экспорта и импорта любой страны представляет её внешнеторговый оборот. Если обозначить внешнеторговый оборот В, экспорт Э, импорт И, то формула оборота внешней торговли будет выглядеть так: В = Э + И.

Экспорт — количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), вывезенных из страны.

Импорт — количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), ввезённых в страну из-за границы.

Весьма важным понятием является баланс внешней торговли. Он показывает соотношение стоимости экспорта и импорта. Торговый баланс может быть положительным, отрицательным, нулевым. Обороты внешней торговли в послевоенные десятилетия росли гораздо быстрее, чем производство. В большинстве высокоразвитых стран с внешней торговлей непосредственно связано более 1/2 всей экономической деятельности.

Почти половина стоимости мирового экспорта приходится на машины, оборудование и химикаты, экспортирующиеся в основном из развитых стран. Неуклонно сокращается по стоимости доля сырьевых товаров, а также доля продукции традиционных отраслей и производств обрабатывающей промышленности.

Если сопоставить среднегодовые темпы роста мирового производства и мирового экспорта товаров за последние 50 лет, то темпы роста экспорта в 1,5 раза превысили темпы роста производства. Таким образом, внешнеторговая ориентация мировой экономики существенно возросла.

Значительная часть международной торговли ведётся сегодня при помощи интернет-технологий

На мировом рынке капиталов безраздельно хозяйничают высокоразвитые страны, и прежде всего их крупные компании. Именно они осуществляют значительную часть своей производственной и финансовой деятельности за пределами страны базирования (а это почти все крупные компании высокоразвитых стран) — так называемые транснациональные корпорации (ТНК). Лишь немногие ТНК и ТНБ (транснациональные банки) базируются в наиболее развитых странах «третьего мира». Под непосредственным контролем ТНК находится уже не менее 40% промышленности, 60% международной торговли и 80% регистрируемых в мире патентов. До 40% внешнеторгового оборота стран капиталистического мира протекает фактически внутри отдельных ТНК.

По сравнению с первой половиной XX в., когда капитал вкладывался в основном в добывающую промышленность колоний и зависимых стран, в эпоху НТР около 75% прямых зарубежных инвестиций приходится на вложения развитых стран в экономику друг друга, причём подавляющая часть — в обрабатывающие отрасли.

Глобализация экономики

Уже к началу 1990-х гг. не менее 30% глобального валового продукта производилось совместными предприятиями, а сегодня этот показатель приближается к 40%. Всё труднее становится определять национальную принадлежность товаров и услуг. Сплошь и рядом продукт может быть произведён в одной стране по технологии другой с участием специалистов из третьих, четвёртых и продан во многих других странах мира.

В последние два десятилетия мы стали свидетелями коренной трансформации мировой экономики. Появление и развитие таких средств сообщения и связи, как самолёты, факсимильные аппараты, глобальные телефонные и компьютерные сети, спутниковое телевидение, способствовали сокращению географических расстояний и постепенному стиранию культурных различий. Компаниям-производите- лям удалось значительно расширить как рынок сбыта продукции, так и источники ресурсов. Когда-то американская автомобильная корпорация «Крайслер» (с 1998 г. — «Дайм- лер-Крайслер») собирала автомашины из деталей и комплектующих, произведённых в основном в США, и продавала их по преимуществу на внутреннем рынке. Сегодня она закупает комплектующие у поставщиков из Японии, Южной Кореи, ФРГ и ряда других стран, а её продукция рассчитана на мировой рынок.

Глобализация экономики вносит изменения в наши традиционные представления о качестве товаров и услуг, уровне их производственных издержек, производительности труда, времени подготовки производства и т. п. Это заставляет менять наш бизнес, приспосабливая его к возникающим новым условиям, формируя новые конкурентные преимущества. Несколько десятилетий назад советские люди носили одежду, произведённую в СССР и рассчитанную исключительно на внутренний рынок. Хлопок для тканей поставлялся из республик Средней Азии. Сегодня россияне носят одежду, изготовленную в самых разных странах мира. Российские модельеры, признанные во всём мире, конструируют новые образцы одежды из ткани, изготовленной в Италии из австралийской шерсти.

По данным ООН, сегодня в мире существует более 40 тыс. транснациональных компаний, которые контролируют около 250 тыс. своих дочерних компаний и отделений за рубежом. Более 40% активов 100 крупнейших компаний мира размещены вне страны расположения материнской компании. На ТНК приходится свыше четверти мирового валового продукта, а их годовой оборот составляет около 6 трлн долл.

Интересы транснациональных компаний по самой своей природе наднациональны и не имеют идеологической окраски. Мы привыкли считать одну компанию японской, другую — американской, третью — южноафриканской и т. д. Эти стереотипы придётся решительно преодолевать. На самом деле, можно ли называть сегодня компанию «Хонда» японской, если компании принадлежат 110 заводов в 31 стране мира, а её клиентами ежегодно становятся 20 млн покупателей во всём мире?

Наиболее известными примерами экономических интеграционных союзов сегодня являются такие, как Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли — EACT (European Free Trade Association), Латиноамериканская ассоциация интеграции (Latin American Integration Association) и др. В рамках одного такого союза можно найти самые разные формы экономической интеграции, начиная от зоны свободной торговли и таможенного союза и заканчивая общим рынком и полной экономической интеграцией. Наиболее «продвинутым» в смысле экономической интеграции в настоящее время считается Европейский Союз. Европейский рынок — это более 700 млн потенциальных покупателей. Валовой продукт, производимый европейскими странами, оценивается в 5 трлн долл, в год.

Продукция с маркой «Хонда» выпускается на 110 предприятиях в 31 стране

Основными преимуществами такого вида кооперации и сотрудничества можно считать более высокую степень добавленной стоимости; более высокое качество и научно- технический уровень производимых товаров и услуг; повышенную гибкость бизнеса и его восприимчивость к запросам клиентов; более низкие издержки производства; повышение защитных барьеров своего бизнеса.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru