|
|
|
Глава 2. Политика
§ 14. Политическая система обществаКонституция — Основной закон страныВ правовом государстве главное место по объёму регулирования занимают законы, основным среди которых является Конституция. Никакой закон или другой акт не должен исправлять или дополнять Конституцию, а тем более противоречить ей.
Конституция — это система зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства; принципы его организации и функционирования. Конституция — основа всего текущего законодательства.
Конституции состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан. Во второй части описываются характер государства (республика, федерация и т. п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления. Обычно в Конституции детально не прорабатываются положения об организации отдельных государственных учреждений и институтов. Поэтому парламент или аппарат Президента разрабатывает специальное законодательство, которое конкретизирует основные положения Конституции. От слова «конституция» берёт начало термин «конституционное государство», который используется при разграничении правового и неправового типа государства. В первом случае закону подчиняются и граждане, и верховная власть. Во втором — только граждане. Тирания и диктатура — пример неправового типа государства. Высшим проявлением конституционного государства служит правовое государство. Конституция страны не только закрепляет принцип разделения властей, но и гарантирует его. Он означает, что исполнительная, законодательная и судебная власти разделены и представлены независимыми друг от друга органами, осуществляющими взаимный контроль. Политическая система российского обществаВ соответствии с конституционным порядком в стране создаются высшие органы государства. Так, высшим законодательным органом России является Федеральное Собрание (парламент), состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации является верхней палатой парламента. В него входят по два представителя от законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (губернаторы краёв, мэры таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, и т. д.). Принимаемые в Государственной Думе законы поступают на одобрение в Совет Федерации, а потом направляются Президенту, который в течение 14 дней подписывает закон и обнародует его. Президент может и отклонить закон. В таком случае парламент будет его рассматривать вновь. За 10 лет Совет Федерации примерил три модели формирования. В 1993 г. по Указу Президента члены палаты избирались точно так же, как депутаты Государственной Думы. Потом был принят закон, по которому кресла в палате занимали по должности главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Наконец, с 2000 г. регионы делегируют своих представителей — по одному от администрации и Законодательного собрания. Все законы в Государственной Думе принимают депутаты — избранные народом политики, представляющие интересы народа. Первая Государственная Дума в России появилась в 1906 г. Ограничивая власть царя, она сама строилась на ограничительных началах: тогда избирательных прав не имели женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военные и др. В соответствии с Конституцией РФ Госдума — нижняя палата Федерального Собрания. Состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Главными полномочиями Государственной Думы являются принятие федеральных законов, а также участие в формировании и контроль за деятельностью Правительства РФ. Исполнять законы призвана исполнительная власть. В её подчинении находится большой аппарат. Главную роль при этом играет коллегиальный орган — Правительство Российской Федерации. Его возглавляет председатель, которого ещё называют премьер-министром, т. е. первым министром. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., исходит из того, что исполнительную власть в стране осуществляет Правительство. Глава Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и предлагает Президенту кандидатуры на должности других членов правительства. По Конституции РФ Государственная Дума может выразить правительству недоверие. Согласно Закону «О правительстве РФ» кабинет министров должен ежегодно представлять отчёт о своей деятельности депутатам Государственной Думы. Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
|
|
|