Главная >> Обществознание 11 класс. Кравченко

Глава 2. Политика

§ 19. Демократия

Две формы демократии

Различают две главные формы демократии — прямую и представительную.

Прямая демократия — основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов.

Пример первой нам дают древние греки и пионеры- колонисты Северной Америки (колонии Новой Англии), пример второй — современные США и некоторые другие государства.

Суть прямой демократии состоит в следующем: в одном месте в определённое время собираются буквально все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, в том числе о войне и мире, форме правления, величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правительство.

Представительная демократия — часть населения, которая имеет право голосовать, выбирает своих полномочных представителей, осуществляющих законодательную власть от имени народа.

Чем крупнее общество, тем острее потребность в такой форме. Для того чтобы население могло проголосовать за ту или иную партию, образуют округа (в Греции они назывались филами). Точнее сказать, проголосовать за представителей определённой партии, проживающих тут же. Если кого-то ни одна из партий не устраивает, он может проголосовать за независимого кандидата. Тот, кто набрал наибольшее число голосов в данном округе, тот и становится депутатом.

В большинстве стран порядок голосования определяется действующей в стране Конституцией. Это очень важно, чтобы не вызывать в обществе разногласий. За изменение порядка голосования в некоторых случаях разыгрываются нешуточные баталии.

Итак, в небольших обществах типа греческих городов- государств возможна прямая демократия, а в крупных — только представительная. Нельзя собрать в одном месте и в одно время сотни тысяч или десятки миллионов людей и попросить их принять общее решение.

Депутаты, собравшиеся со всех концов страны, формируют то, что называется парламентом страны. Они работают в нём регулярно; повышают свою политическую квалификацию; собирают исчерпывающую информацию; участвуют в деятельности многочисленных парламентских комитетов и комиссий. Иными словами, они являются профессиональными политиками и в целом неплохо ориентируются в тех негативных последствиях, к которым может привести принятие непродуманного решения. Естественно, что теоретически они лучше разбираются в политике и принимаемых решениях, нежели простые граждане, которых эпизодически привлекают к участию в управлении государством. В этом видится огромный плюс представительной демократии.

Минусов у представительной демократии тоже немало. Дело в том, что при представительной демократии, как правило, возникают фракции. Фракция объединяет сторонников одной политической программы, и поэтому предполагается, что все её члены будут выступать согласованно. А это уже нарушение демократии. Если, например, внутри фракции республиканцев или социал-демократов нет единодушия по конкретному вопросу и многие хотели бы выразить иное мнение, например забаллотировать решение о повышении в стране подоходного налога, сделать им этого не дадут, если на заседании фракции решили голосовать солидарно. Другой минус представительной демократии в том, что, разбившись по фракциям, депутаты парламента больше блюдут фракционные интересы, нежели думают о чаяниях народа.

Представительная демократия чаще всего выражает себя в республиканской форме правления. Подавляющее большинство государств в XX в. являются республиками.

Основные признаки демократии

Возможно, вы убедились, что демократия — дело непростое. Её трудно установить, но очень легко разрушить. Даже особых усилий прилагать не надо — только чуть-чуть нарушил её исходные принципы, немножко ограничил избирательные права, немного снизил ответственность властей перед народом, немного «подправил» механизм голосования — и вот тебе вместо реальной мнимая демократия.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru