Главная >> Обществознание 11 класс. Кравченко

Глава 1. Экономика

§ 5. Издержки производства и прибыль. Финансирование бизнеса

Вот ещё несколько примеров использования внутренних источников. Так, например, крупная газовая корпорация может продать принадлежащий ей непрофильный актив (т.е. не связанный с основным направлением её деятельности) — газету, чтобы вложить вырученные от продажи средства в освоение новых месторождений. Мебельная фирма может сдать в аренду не используемые ей в данный момент складские помещения, а на средства от аренды закупить новые деревообрабатывающие станки. Для торговых фирм прибыль зависит от количества проданных товаров и услуг. Если торговля идёт успешно, то фирма может закупать товар у производителя в больших объёмах. Однако товар, который лежит на складе, не приносит прибыли, это средства, выпавшие из оборота фирмы. Поэтому руководство фирмы может решить поддерживать запасы на минимально необходимом уровне (чтобы полки в магазинах не пустовали), а освободившиеся средства пустить на другие проекты. Это называется снижением уровня запасов.

Формы кредита

Банковский кредит — наиболее распространённая форма кредита. Это кредит на любые коммерческие цели, полученный на договорной основе и на условиях банка-кредитора. При этом самым важным фактором при принятии банком решения о предоставлении займа было и остаётся наличие надёжных гарантий. Необходимо также учитывать то, что российские банки практически не располагают дешёвыми ресурсами, которые они могут выделить предприятиям на относительно длительный срок: 3—5 лет. В последнее время появились примеры успешного финансирования долгосрочных промышленных проектов, например Сбербанком России. Однако подавляющее большинство российских предприятий характеризуются неустойчивым финансовым положением и отсутствием возможности предоставить надёжные гарантии для займов.

Кредит должен использоваться по назначению и быть своевременно погашен с выплатой процентов. Если же он не погашен, составляется дополнительное соглашение с более жёсткими условиями.

Одним из распространённых видов кредита является товарный кредит. В этом случае фирмы отпускают товары друг другу с рассрочкой платежа. Товарный кредит достаточно популярен, поскольку процент по нему ниже, чем у банковского кредита. В некоторых странах с его использованием совершается до 90% сделок купли-продажи.

Ипотечный кредит — ссуда под залог любого объекта недвижимости либо под строительство нового объекта.

Фондовый рынок и ценные бумаги

Заслуживает внимания ещё один источник финансирования — выпуск и обращение ценных бумаг.

Ценные бумаги (акции, облигации) — документы, свидетельствующие о правах владения собственностью или об отношениях займа; определяют взаимоотношения между организацией, которая их выпустила, и их владельцем.

Отношения между организацией, выпустившей ценные бумаги, и их владельцем предусматривают, как правило, выплату доходов в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав на эти бумаги другим лицам. Иными словами, это финансовые обязательства.

Фондовый рынок — это огромный «финансовый котёл», где обороты ежедневно достигают сотен миллионов долларов, а количество продавцов и покупателей достигает сотен тысяч человек.

Фондовый рынок — организованный рынок торговли ценными бумагами.

Предшественниками современных фондовых рынков были средневековые вексельные ярмарки и постоянные вексельные рынки, время от времени возникавшие и исчезавшие в XIII—XIV вв. С торговлей векселями связано появление первых профессиональных участников рынка ценных бумаг и первых бирж, на которых совершались сделки и с товарами, и с векселями.

Фондовый рынок в современном понимании зародился лишь в конце XVI в. в связи с появлением акционерных компаний. Первыми акционерными обществами традиционно считаются созданные в XVI—XVII вв. в Англии Московская, Левантская, Балтийская, Ост- Индская компании, а также голландская Объединённая Ост-Индская компания. Акции торговых компаний вскоре после их создания стали объектом сделок купли-продажи как в Англии, так и в Голландии.

    Брюгге, торговый центр города

Каждому предпринимателю хочется вложить деньги в такой товар, который бы не обесценился ни через месяц, ни через десять лет и был бы нужен всем. Такой товар есть, он называется ценными бумагами, о которых мы уже говорили.

Ценные бумаги делятся на:

  • ценные бумаги на предъявителя, для реализации и подтверждения прав владельца которых достаточно простого предъявления ценной бумаги;
  • именные ценные бумаги, права держателей которых подтверждаются как на основе имени, внесённого в текст бумаги, так и в записи в соответствующей книге — реестре ценных бумаг, который ведёт специализированный участник фондового рынка — реестродержатель.

Ценные бумаги подразделяют на две основные группы: акции и облигации.

Акция — ценная бумага, удостоверяющая долю участия владельца в акционерном капитале компании, а также право на участие в управлении ею и на получение дивидендов.

Акции бывают двух видов — обыкновенные (простые) и привилегированные. Только обыкновенные акции дают владельцу право участия в управлении акционерным обществом, зато привилегированные акции предусматривают регулярную выплату постоянных дивидендов. Держателям обыкновенных акций дивиденды начисляются каждый год, в зависимости от полученной акционерным обществом прибыли. Акции выпускаются только промышленными, торговыми и финансовыми корпорациями, которые имеют статус акционерного общества. Это могут быть банки, финансовые и промышленные корпорации, торговые сети и др.

Облигация — долговое обязательство, в соответствии с которым заёмщик гарантирует кредитору выплату определённой суммы по истечении определённого срока и выплату дохода в виде фиксированного или плавающего процента.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru