|
|
|
Глава 1. Экономика
§ 7. Общественные блага и социальное государствоОбщественные благаК общественным благам относятся юридическая помощь, оборона, бесплатное образование, здравоохранение, общедоступное посещение музеев и т. д.
Раньше они назывались иначе — общественные фонды потребления. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. Общественные блага делятся на две категории — чистые и смешанные. Чистые общественные блага обладают двумя фундаментальными чертами — несоперничеством и неисключаемостью. Несоперничество означает, что такое благо люди могут потреблять, не ущемляя возможность его потребления другими. Иными словами, прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности этих благ для остальных. Неделимость блага в потреблении, которое означает, что индивид не может выбирать объём потребления блага: все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника. Таким же благом являются информация и оборона. Полезность для меня не убывает от того, что кто-то ещё включил приёмник или пользуется защитой армии при нападении врага. Весь объём услуг по национальной обороне представляет одно неделимое благо, как и солнце, которое тоже светит одно на всех. Неисключаемость означает равную доступность блага для всех, отсутствие дискриминации и ущемления в праве потребления. Это условие равного потребления общественного блага всеми индивидами. Если городские парки — общественное место развлечения, призванное быть одинаково доступным всем слоям, — неожиданно начинают взимать плату за вход, то это уже пример исключаемых благ.
Многие блага имеют смешанный характер. В качестве примера можно указать автомобильные магистрали, метро или автобус, потребительские свойства которых ухудшаются по мере нарастания перегруженности. А это значит, что при снижении скорости движения убывает полезность водителей. В таком случае соблюдается принцип неисключае- мости, но нарушается требование несоперничества. Итак, основная особенность общественного блага заключается в том, что доступ к нему не ограничен единственным потребителем или группой потребителей (как в случае с личными благами) — оно должно быть доступно всем. Потребление же личных благ, напротив, носит сопернический характер, поскольку отдельные потребители должны так или иначе оплатить или заслужить доступ к ним. В зависимости от масштабов и сферы действия различают общенациональные и местные (локальные) общественные блага. Общественное благо по определению не может приносить прибыль, поскольку доступ к нему не может быть ограничен (так называемая проблема безбилетников). Затраты на исключение могут быть слишком высоки, чтобы предлагать такие блага за деньги. Поэтому, поскольку в отсутствие потребительского спроса рынок не может нормально функционировать, общественные блага обычно предоставляются государством.
|
|
|