|
|
|
Глава III. Школа
§ 6. Образование в жизни человекаО чём рассказала бабушкаВот что рассказала бабушка Саши о том, как училась его прапрабабушка: «Когда была маленькой твоя прапрабабушка, школы были в чём-то похожи на сегодняшние, но и во многом отличались. Школы были разные: гимназии, лицеи, частные колледжи, реальные училища. Мальчики и девочки учились отдельно друг от друга. В женских гимназиях была двенадцатибалльная система оценок, и пятёрка там считалась чем-то вроде нашей двойки или тройки с минусом. Принимали в гимназии со вступительными экзаменами: проверяли умение ребят читать, считать, писать. Считали, что научить без телесных наказаний невозможно. Нередко, идя мимо школы, можно было услышать плач наказываемого ученика. Единственной школой, где не было наказаний, была школа для крестьянских детей, которую создал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Интересно, что крестьяне поначалу не хотели отдавать туда своих детей. «Не бьют розгой, значит, ничему не научат», — думали они. Очень многие дети, особенно в сельской местности, в школу вообще не ходили и оставались неграмотными». Картинная галерея
ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕКНиколай Иванович Пирогов (1810—1881) был очень разносторонним человеком — учёный, врач, педагог, общественный деятель. Он поступил в Московский университет, когда ему исполнилось четырнадцать лет. Для этого Николаю пришлось прибавить себе два года, но экзамены он сдал не хуже своих старших товарищей.
В двадцать шесть лет Пирогов стал профессором хирургии и впоследствии разработал новые приёмы лечения больных в условиях мирного и военного времени. Он придумал гипсовую повязку, и она спасла многих людей от инвалидности. Пирогов впервые стал применять наркоз для облегчения страданий раненых во время операций. По его инициативе в русской армии была введена новая форма медицинской помощи — появились сёстры милосердия. Он же стал их первым учителем. Как педагог и общественный деятель, Н. И. Пирогов выступал за введение начального образования для всех детей всех сословий и национальностей. Он считал, что учёба в школе необходима не только для приобретения знаний, но прежде всего для развития ума и подготовки к самостоятельной деятельности. Учителя, по его мнению, должны отбросить старые способы преподавания и применять новые методы, будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы. Н. И. Пирогов был противником телесных наказаний. Он считал, что их применение оскорбительно для ребёнка, унижает и обижает его.
Чему учит школа сегодняВ школе изучают много разных предметов. Каждый новый учебный год вводит повзрослевших учеников в какую-то новую область знаний. Школьные уроки бывают разные. Диктант, контрольная или самостоятельная работа проверяют, как усвоены знания по определённой теме. Лабораторная работа учит ставить опыты, наблюдать происходящие процессы, описывать их. Урок-экскурсия учит всматриваться в окружающий мир. Современную школу трудно представить без компьютеров и компьютерных технологий. Они помогают тебе и учиться, и отдыхать. У тебя есть уроки русского и иностранного языка, литературы, истории, обществознания, на них ты получаешь гуманитарные знания, т. е. знания о человеке, культуре. Ты изучаешь математику, ботанику, в скором будущем начнёшь изучать физику, химию. Эти уроки дают естественно-научные знания, т. е. знания о природе. Но подумай, можно ли сказать, что всё, чему человек должен научиться, укладывается в школьные уроки? В школьном расписании ни в одном классе ты не найдёшь уроков внимания, уважения к людям, честности, доброты, товарищества. А школа учит и этому, и ещё многому другому, что нужно для жизни в человеческом обществе. Это происходит потому, что школьная жизнь не ограничивается уроками по предметам. Школьные праздники и вечера, походы и экскурсии, КВНы, встречи с интересными людьми и многое другое тоже часть школьной жизни. Раньше вместо слов «пойти в школу» говорили «отдать в ученье». Тем самым отмечали основную задачу учреждения, в котором учатся: научить чему-то важному для жизни. А человеку приходится учиться всему. Поэтому и школ у каждого в жизни много, много и учителей. Школой для каждого из нас становится не только здание, к которому ведёт знакомая с первого класса дорога, но и сама жизнь. Так и говорят: «Прошёл хорошую жизненную школу». А уж чему ты научишься в этой школе, зависит от тебя самого. И оценки за твою учёбу тебе будет ставить сама жизнь.
|
|
|