Главная >> Обществознание 5 класс. Боголюбов

Глава III. Школа

Образование и самообразование (окончание)

Новые возможности

Новые возможности для самообразования даёт Интернет. Например, на познавательном портале www.clow.ru ты можешь найти интересный материал о народах России (www.clow.ru/etno.html), об истории человеческого общества (www.clow.ru/world.html), о нашей стране (www.clow.ru/russia.html), о Москве — столице России (www.clow.ru/moscow.html), о великих россиянах (www.clow.ru/ ruspeople.html). Детская энциклопедия «Потому.ру» (www.potomy.ru/ things) полезна, например, тем, кто интересуется историей изобретений. В Интернете можно открыть и другую детскую энциклопедию — «What this?» (www.what-this.ru) и узнать много нового о человеке, природе, науке, выдающихся учёных. В каких-то случаях, возможно, пригодится электронная версия Толкового словаря В. Даля (www.vidahl.agava.ru).

В помощь школьникам, приобретающим навыки самообразования, издаются сегодня различные DVD-диски, например «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». У этой энциклопедии мало общего со своими книжными собратьями, потому что она мультимедийная. Это значит, что на диске собраны не только энциклопедические статьи, но и множество красочных иллюстраций, видео, музыка, книжки, мультфильмы, игры, объёмные модели, интерактивные анимированные карты. В энциклопедии можно найти интереснейшие материалы о природе, мировых цивилизациях, исторических эпохах и выдающихся личностях, науке и технике, животном и растительном мире, об истории изобретений и открытий. О сложных, важных и серьёзных вещах энциклопедия рассказывает доступным, образным языком.

Самообразование и самоорганизация

Самообразование начинается с того, что человек оценивает ситуацию: какие знания и умения у него есть, чего ему не хватает. Далее он ставит цель, намечает пути её достижения, выбирает средства. Иными словами, определяет, как ему следует действовать. Следующий этап — это уже сами действия по достижению цели. Здесь очень важно время от времени оценивать свои результаты, сравнивать их с поставленной целью и при необходимости менять средства, определять новые пути, подбирать более подходящие способы.

Так постепенно самоконтроль и самооценка помогают выработать навык самостоятельной работы по овладению новыми знаниями и умениями.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Расскажи, где дети могут получать знания и умения до школы.

2. Только ли в школе приходится учиться? Узнай, какие внешкольные учреждения твоего города (района) дают дополнительное образование.

3. Что даёт человеку самообразование?

4. Чем формы самообразования прошлого отличаются от форм самообразования сегодняшнего дня?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Подумай и объясни, какой смысл вложил в слово «урок» А. С. Пушкин в своей фразе: «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

2. Таня учится играть на скрипке.

Андрей учится играть в хоккей.

Маша учится шить.

Как ты думаешь, где и как ребята осуществляют свою учёбу? О каких других учебных занятиях твоих сверстников ты можешь рассказать?

3. Как ты думаешь, почему первая детская энциклопедия в России вышла в серии «Библиотека для самообразования»?

4. Андрей пришёл в читальный зал и сказал библиотекарю: «Мы сейчас проходим то, как человек изучает природу. Я бы хотел прочитать что-нибудь интересное о вкладе великих учё- ных-естествоиспытателей в развитие науки. Что вы мне посоветуете?» Можно ли сказать, что Андрей занялся самообразованием? Поясни свой ответ.

5. Один раз в месяц семья Кати выбирается в большой книжный магазин и покупает понравившиеся книги. Для Кати это произведения Астрид Линдгрен, Александра Волкова, Николая Носова. Папа Кати очень любит книги из серии «Научная фантастика», а мама выбирает произведения классической литературы. Ходишь ли ты в книжный магазин? Каким книгам отдаёшь предпочтение?

6*. Русский писатель Д. И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами. Какие особенности самообразования отражает суждение Писарева?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru