Главная >> Обществознание 5 класс. Боголюбов

Глава III. Школа

Образование и самообразование

Давайте вспомним

На какие вопросы, связанные со школьными предметами, ты хотел сам поискать ответы? Чему тебе надо было для этого научиться?

Обсудим вместе

Как добывать знания самостоятельно? Где и какими способами это можно делать? Можно ли научиться учиться?

Подумай: только ли на уроках ты учишься? Конечно, нет. Тебя учит и окружающая среда, что-то ты перенимаешь у своих друзей, чему-то учишься сам по книгам, телевизионным передачам, компьютерным программам. Везде есть учебные пособия, библиотеки, люди, которые могут ответить на твои вопросы. А многие ребята посещают ещё и специальные школы: художественную, музыкальную, спортивную и др.

Ты уже знаешь, что после школы люди получают образование в колледжах или училищах, институтах, университетах или академиях. Но многие, обучаясь в этих учреждениях, не ограничиваются тем, что узнают на занятиях. Они занимаются сами, по своему собственному побуждению.

Результат самообразования — это знания, умения и опыт, приобретённые с помощью самостоятельного изучения отдельных наук и областей знания.

Пытливому уму тесны рамки урока. Тот, кто хочет получить дополнительные знания и умения, ищет, что почитать, что посмотреть, в чём поучаствовать. Он идёт в книжный магазин или библиотеку, использует Интернет, посещает музей или выставку. Он идёт с вопросами к старшим или сверстникам, занимающимся в предметных кружках или секциях, посещающим дополнительные занятия. Он решает, на какие занятия записаться самому.

Самообразование помогает углублению и расширению знаний, полученных в школе и других учреждениях образования.

Формы самообразования

Основная форма самообразования — изучение литературы: научной, научно-популярной, учебной, художественной и др.

Наряду с чтением можно использовать и другие формы самообразования. Рассмотри их на схеме.

Формы самообразования

Навыками самостоятельной работы, необходимыми для самообразования, ты можешь успешно овладеть в школе.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Василий Александрович Сухомлинский

«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Это слова великого педагога-мыслителя Василия Александровича Сухомлинского (1918— 1970). Постоянно думая о детях, Василий Александрович говорил, что школа должна быть школой радости. Только тогда ученики будут учиться так, как позволяют их способности.

Школа Сухомлинского не ограничивалась стенами класса и школьного здания. Он проводил много уроков в саду и лесу, на берегу реки и в поле. Дети учились понимать и любить природу, познавать её тайны, восхищаться её красотой.

В школе Сухомлинского в начальных классах всем ученикам во время уроков давалось полчаса самостоятельной работы. Это время каждый мог занять тем, что решил делать сам. Можно было переписать неудачно выполненное задание, прочитать книжку, решить задачу. Не разрешалось только ничего не делать. Так дети учились быть самостоятельными.

Школа, в которой Сухомлинский был директором 22 года, являлась одновременно и его научной лабораторией.

Свой опыт обучения школьников он описывал в книгах и статьях. Труды его напечатаны на 40 языках мира.

Для детей он тоже писал книги, особенно любил сочинять сказки и рассказы из школьной жизни.

Вопрос

Как ты думаешь, утратила ли школа В. А. Сухомлинского своё значение в наше время? Свой ответ поясни.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru