Главная >> Обществознание 5 класс. Боголюбов

Глава IV. Труд

Труд и творчество (окончание)

Путешествие в прошлое

Легенда рассказывает, что жил когда-то мастер Нестор, который построил без единого гвоздя удивительной красоты деревянную церковь Преображения на острове Кижи в Онежском озере. В начале XVIII века, когда Россия утверждалась на берегах Балтийского моря и становилась морской державой, мастер возвёл праздничную, жизнерадостную, ни на что не похожую двадцатидвухглавую церковь. Она так естественно вписывалась в окружающую природу, что, казалось, плыла над водой, упиралась куполами в голубое небо, пела, рассказывала всем о таланте русских строителей. Церковь радовала глаз и восхищала. Она звучала как торжественный гимн русскому народу. И вот, закончив работу, мастер бросил свой топор в озеро и сказал: «Не было, нет и не будет такой!» Но имя своё запечатлеть для истории не пожелал: не расписался на своём творении.

Церковь Преображения на острове Кижи в Онежском озере.

Церковь Преображения

Вспоминай эту легенду каждый раз, когда где-нибудь увидишь вырезанные, нацарапанные слова невежественных людей: «Здесь был Толя» или «Здесь был Саша из 5Б». Расписаться на памятнике истории или культуры, как и на окрашенной стене или живом дереве, — значит расписаться в том, что ты некультурный, дикий человек и ничего не понимаешь в красоте. Испортить памятник культуры — значит оскорбить мастера, который его создавал, вкладывая не только свой труд, но и здоровье, ум, чувства.

Вопрос

Какие исторические памятники, архитектурные сооружения есть в твоём крае? Как относятся к ним жители? Кто из известных художников, скульпторов, архитекторов жил или живёт в твоём крае?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Какие два значения имеет слово «ремесленник»?

2. Любой ли труд является творческим?

3. Как соотносятся красота и творчество?

4. Приведи примеры научного и художественного творчества.

5. Как связаны по смыслу и происхождению слова «творчество», «творить», «творец», «творение»?

6. Всякий ли мастер может быть назван творцом?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Может ли человек научиться работать творчески? Выскажи своё мнение.

2. Подготовь рассказ о том, что в твоём городе (селе) связано с творческим трудом людей.

3. Совместно с одноклассниками оформите выставку на тему «Труд и красота».

4*. Подготовь сообщение на тему «Творчество в науке» или «Творчество в искусстве» (на примере известной личности).

5. Чему посвящены следующие строки?

    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид...

Как ты понимаешь смысл этих строк? Что ты можешь рассказать о творениях великих мастеров, живших и работавших в городе, которому посвящены эти строки?

6. Как ты думаешь, можно ли проявить творчество в учебном труде? Вспомни, когда тебе это удавалось. Какие чувства ты при этом испытывал?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru