Главная >> Обществознание 6 класс. Боголюбов

Глава I. Человек в социальном измерении

На пути к жизненному успеху (продолжение)

Готовимся выбирать профессию

Труд должен доставлять человеку радость применения своих способностей, а не приводить к страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась. Выбор сферы приложения своих сил — серьёзная и ответственная задача. Видов трудовой деятельности не просто много — они не образуют застывшей картины, так как мир современных профессий быстро меняется. Ежегодно появляются около 500 новых профессий, многие из которых «живут» 10— 15 лет, а затем либо исчезают, либо серьёзно изменяются. Приведи известные тебе примеры.

Твой выбор профессии ещё впереди, но, наверное, ты уже сейчас задумываешься о будущей деятельности. Чтобы подготовиться к выбору своего дела, полезно узнать, где можно получить информацию о современных профессиях, как относятся твои родители, друзья к твоим профессиональным намерениям, где и кто сможет оказать тебе помощь в оценке твоих способностей и возможностей.

Выбор деятельности зависит от интереса к ней, твоих способностей и склонностей. Некоторые из твоих сверстников включаются в деятельность по примеру друзей, в частности увлекаются компьютерными играми. Другие примеряют на себя престижные роли: мальчики — программиста или банкира, девочки — фотомодели. Незнание требований к той или иной деятельности, неумение оценить свои способности могут впоследствии привести к неудаче, разочарованию в выбранной профессии. Причём в правильном и успешном выборе деятельности заинтересован не только сам человек, но и общество в целом. Вот что писал А. П. Чехов в записной книжке: «Бездарный учёный, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких учёных, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги — это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплётчик, любитель учёности. Тайно по ночам он занимается наукой».

Есть труд, который рассматривается подростками как недостойный, нетворческий (например, помогать ухаживать на ферме за животными, убирать свой двор и т. п.). Но как смогут люди обходиться без этого труда?

В школе и дома тебе говорят: «Будешь хорошо учиться — перед тобой откроются все дороги. Выбирай любое дело». Это верно, но общество не в состоянии пока обеспечить всех творческим трудом. Есть много профессий, которые не являются творческими и увлекательными, но они очень нужны людям. Да и любая деятельность содержит в себе множество нетворческих моментов. Педагог проверяет тетради, балерина упражняется в технике танца. Ты сам можешь дополнить этот перечень.

Вопрос

Попроси родителей рассказать о своей работе. Подумай, что в ней можно назвать творчеством, а что нет. Оцени значение труда родителей для общества, окружающих.

Любая работа требует усердия, кропотливости, трудолюбия, а нередко и творческого подхода. Вот эти качества и необходимо развивать в себе, они в значительной степени составят успех любой твоей деятельности. Даже труд учёного складывается далеко не только из решения творческих задач. Здесь и чтение научной литературы, многократное проведение эксперимента, запись фактов, проверка на практике выводов, оформление результатов и др.

Найти дело по душе — этого ещё недостаточно для жизненного успеха. У одних есть интересы, но не хватает воли для достижения цели. У других сильна воля, но набор жизненных интересов беден, и воля остаётся не включённой в работу. Старайся расширять круг своих интересов. Интересы будут рождать цели и стремление к их достижению. А стремление призовёт на помощь волю и заставит её работать. Успеху в жизни во многом способствует единство интереса, целеустремлённости и воли. Подтверждением этому служит жизнь многих великих людей.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Авраам Сергеевич Норов

Авраам Сергеевич Норов родился 22 октября 1795 г. в семье отставного майора С. В. Норова — саратовского губернского предводителя дворянства, «человека умного и с благородным сердцем». Авраам Сергеевич получил хорошее домашнее образование, затем учился в Благородном пансионе при Московском университете, но, не окончив курса, был определён родителями на военную службу.

Участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 16 лет потерял ногу на поле боя. Казалось бы, жизнь кончилась... Но, едва оправившись от ранения, А. С. Норов «учился непрерывно, ревностно», много читал, пополняя своё образование. В результате он владел немецким, английским, французским и испанским языками, великолепно знал европейскую литературу, освоил латынь и греческий, а для того чтобы читать Библию в подлиннике, выучил древнееврейский язык. В Европе не было библиотеки, которая могла бы сравниться по полноте с его собранием работ по Востоку.

В 1821 г. Норов совершил большое путешествие по Европе, побывал в Палестине, а затем в Египте и Нубии. Всё виденное он описал в книге «Путешествие по Египту и Нубии в 1834— 1835 гг.». Позднее А. С. Норов стал членом Петербургской академии наук. В 1854 г. был назначен министром народного просвещения.

Вопрос

Как ты думаешь, что помогло А. С. Норову добиться успеха в жизни?

Поддержка близких — залог успеха

Для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей. Учись чувствовать и понимать не только себя, но и других людей. В меру своих сил помогай им.

«Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей. Работа только ради материальных благ бессильна доставить то, ради чего стоит жить. Разве можно купить дружбу товарища, радость от результата труда, полезного другим?» — писал знаменитый французский лётчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Вспомни Лиса из его сказки «Маленький принц». «Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!» Вот какой секрет он передал Маленькому принцу: важно найти друга, научиться понимать его, отдавать ему свои дни и быть за него в ответе.

Взаимопонимание и взаимопомощь участников любой деятельности — залог её успеха.

Вопрос

Есть ли у тебя друзья? Какое значение они имеют в твоей жизни? В чём они помогают тебе, а ты — им?

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru