|
|
|
|
|
Глава 1. Личность подростка Переходный возраст. Обществознание
И сегодня понятие «детство» таит в себе идею подчинения и зависимости, но она никак не связана с классовым положением людей. 11онятие «отрочество» появилось не сразу. В России XVII—XIX веков отрочество наступало в возрасте 14— 16 лет, а до того ребенка именовали «дитятей». Понятие подросткового возраста и юности впервые сформулировано в XVTII веке педагогами .эпохи Просвещения. Важную роль в этом сыграл Ж. Ж. Руссо (1712—1778) — великий французский писатель и философ-просветитель. Он идеализировал детство и юность, считая их непорочным периодом жизни человека со светлыми помыслами и романтическими устремлениями. По мнению Руссо, общество портит человека, поэтому детство и юность следует защищать от его пагубного влияния. Таким образом, подростковый период — это отрезок жизни между детством и зрелостью. В эпохи Античности и Средневековья он был довольно коротким, а в современном обществе под воздействием научно-технического прогресса и удлинения сроков обучения (после школы сразу в вуз) он постоянно растягивается. Эту промежуточную ступень между детством и взрослой жизнью люди проходят по-разному и за разное время. Подростковый период можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся. У природы человека свои непреложные законы. Хотя многим подросткам хочется быстрее стать взрослым. Подростковый период — испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! А сколько еще пройдут? Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Юношеские ошибки миллиардов людей, тоже когда-то проходивших тем же путем, не всех учат. Бы можете совершать те же ошибки, мучиться над решением тех же вечных вопросов. Даже если вам дадут тысячу готовых рецептов мудрости, чаще всего вы, повинуясь голосу природы, будете упорно искать собственные ответы на вопросы жизни. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор, сможете избежать многих ошибок.
Проверьте свои знания 1. Каковы границы подросткового возраста? 2. Дайте общую характеристику подросткового возраста как «переходного», «переломного». 3. Раскройте смысл понятий: «детство», «подростковый возраст», «юность», «тинейджеры». В чем эти понятия совпадают, а в чем различаются? Практикум. 1. Как вы понимаете смысл высказывания: «Подростковый период - испытание, данное каждому человеку»? 2. Используя знания по истории, объясните: почему в разные исторические эпохи границы подросткового возраста и отношение к подросткам были различными? 3. Психологи, характеризуя подростковый возраст, останавливаются на развитии таких качеств личности, как чувство товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательном отношении к дружбе. Согласитесь или опровергните данное высказывание, опираясь на ваш личный опыт, отношения в вашем классе, школьном сообществе.
|
|
|