|
|
|
|
|
Глава 2. Подросток в социальной среде Социальная среда подросткаЭто положительные или отрицательные последствия чужих поступков, наблюдаемые человеком. Вероятность агрессивного поведения подростка возрастает, если он наблюдал, как другие люди были вознаграждены за подобное поведение. Старшеклассник дал затрещину более младшему школьнику. По вот к старшеклассникам подошел завуч и строго предупредил, что еще один такой поступок, и у виновника будут большие неприятности, получит «неуд» за поведение. Предупреждение подействовало. Старшекласснику стало неловко, а те, кто наблюдал за этим, поняли, что за подобное действие, если его совершить по отношению к другому человеку, могут возникнуть крупные неприятности. Лучше избегать подобных ситуаций. Надо стараться учиться на примере других людей. Окружающие выказали реакцию не на мой проступок, а на поведение совсем другого человека. Но я получил урок. Лучше учиться на ошибках других, чем совершать собственные, такие же. Лет 40 назад, когда я сам был подростком, то повсюду натыкался на недовольные взгляды старших. Гуляет ли молодежь, распевает ли песни, переругивается или просто толкается, со всех сторон от прохожих слышишь: ну и молодежь сегодня пошла, что же ожидать от нее в будущем? Когда мои ровесники повзрослели, я то же самое стал слышать от них: теперь они недовольны нынешней молодежью. Может быть, конфликт отцов и детей — характерная примета нашего времени? Нет, молодых ругали во все исторические эпохи. В чуть ли не первых памятниках человеческой мысли, которые дошли до нас, мы находим фрагменты, содержащие наставления молодому поколению, где слышатся не только сетования, но и открытое недовольство молодежью: мол, нс та она стала, что была в прежние времена. И это говорилось 4—5 тысячелетий назад. Если вы заглянете в древнеегипетские манускрипты, то с удивлением обнаружите, как 5 тыс. лет назад старики ворчали на молодежь. Самый мудрый из древних греков — философ Сократ (470—399 гг. до н. э.) — весьма недружелюбно отзывался о молодых людях: «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...» Недоволен молодыми был и великий поэт древности Гесиод, живший в VIII веке до н. э.: «Я не питаю особых надежд по поводу будущего вашего народа, когда он так зависим от легкомысленной молодежи, поскольку вся ваша молодежь безрассудна сверх всякой меры... Когда я был мальчиком, нас учили почитать и уважать старших, но сегодняшние молодые люди думают, что они самые умные, и не терпят никаких ограничений». Прошло 3 тыс. лет, а современная литература по-прежнему наполнена сетованиями о непослушной и распущенной молодежи. У. Бертон в 1863 году писал: «Следует признать, что у нашей молодежи преобладает непочтительный, непокорный, возмутительно жестокий дух...»
Проверьте свои знания 1. Объясните смысл понятий: «социальная среда подростка», «прямое влияние окружающих», «косвенное влияние». 2. Приведите примеры влияния на подростка ближнего и дальнего окружения. 3. Можно ли влиять на человека против его воли? 4. Подумайте, относится ли к теме параграфа пословица: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Практикум Наверняка в вашей жизни встречались прямой и косвенный способы реакции окружающих людей. Приведите такие примеры. Какой способ оказал на вас наибольшее влияние? Почему?
|
|
|