Главная >> Обществознание 7 класс. Кравченко

Глава 1. Личность подростка

Задачи и трудности подросткового возраста. Обществознание

Проблемы подросткового возраста

Решение задач, стоящих перед подростком, требует преодоления немалых трудностей. Важно выработать правильную стратегию. Такая стратегия необходима при столкновении с новыми требованиями, с которыми нельзя справиться при помощи ранее усвоенных и привычных форм поведения. Все это предполагает наличие соответствующих способностей.

Процесс преодоления трудностей протекает следующим образом:

    — сначала происходит «первичная оценка» ситуации;

    — затем оцениваются собственные возможности, включая предполагаемую поддержку со стороны окружающих;

    — наконец, на основе неудач или новой информации можно прий ти к оценке проблемы, включающей новую постановку задачи и новые варианты поведения.

Одним из примеров стратегии преодоления проблем является ведение дневника. Юноши ведут дневник главным образом в ранний период взросления. Они начинают вести его в среднем на два года раньше, чем девочки, и скорее по внешним причинам. Для них важнее заключенная в дневнике фактическая информация. В нем в основном описываются события прошедшего дня. Девушки позже начинают вести дневник, но не расстаются с ним дольше. Они находят в нем «верного друга в решении своих повседневных проблем». Содержание дневников у юношей чаще касается их самих или тех, с кем они связаны совместными занятиями и соперничеством. Девушек больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. Они чаще используют прямую речь и стремятся сохранить дневник в тайне.

Дневниковые записи имеют большое значение для решения проблем в период взросления, служат важной формой осознания самого себя.

Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное состоит не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Некоторые подростки бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс вхождения в общественную жизнь. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, такие подростки впоследствии оказываются в худшей ситуации, когда начинают искать работу, но сравнению со своими сверстниками, получившими полное образование. В развитых странах уровень безработицы среди лиц, не достигших 18 лет, в три раза выше, чем у взрослых.

Ученые полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Но стоит задуматься о том, что за подобные ошибки, возможно, придется расплачиваться своей последующей жизнью.

Драматизм подросткового периода состоит не только в изменениях организма. Не меньшее значение имеют те проблемы, которые приходится преодолевать. Но это необходимый период в жизни, без которого не происходит взросления.

В переходный период подросток, не успев стать взрослым, теряет преимущества, которые имеют дети. Им остро воспринимается система правил и традиций общества и семьи. У подростка возникает потребность в независимости и необходимости самостоятельного принятия решений.

    Проверьте свои знания

1. Перечислите задачи, необходимые для решения в подростковом возрасте. Можно ли говорить, что одни из них более важные, а другие - менее?

2. Что может продлевать период зависимости подростков от родителей и других взрослых?

3. С каким из утверждений вы согласны и почему: «подросток больше учится на чужих ошибках, чем на своих»; «подросток больше учится на своих собственных ошибках и своем личном опыте»?

4. Как вы считаете, можно ли избежать подростковых проблем? Аргументируйте свое мнение.

    Практикум.

1. Из личного вашего опыта, художественных фильмов, театральных постановок, литературы подготовьте сообщение на тему «Проблемы подросткового возраста».

2. Побеседуйте с родителями или старшими родственниками на тему «С какими проблемами они столкнулись в подростковом возрасте? Какими способами удавалось их решать?».

3. Как вы понимаете высказывание русского философа А.Ф. Лосева (1893-1988): «...ученик пусть не думает, что во всех... делах все зависит от старших. Хороший, истинный ученик — это уже самостоятельный человек, хотя он может быть еще несовершеннолетним. Он тоже несет ответственность за себя, хотя пока в достаточно узких пределах».

В ответе вы можете использовать содержание параграфа учебника.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru