|
|
|
|
|
Глава 5. Подросток и его жилая среда Мой дом, мое жилище. Обществознание3. Уровень контактного знакомства: а) соседи не только знают друг друга по именам и здороваются, но и заходят в гости посмотреть телевизор, поиграть в шахматы, разговаривают нс на общепринятые темы, а передают интимную, личную информацию, демонстрируя более глубокий уровень доверительности; б) советуются по жизненно важным вопросам, знают биографию, судьбу друг друга, предпринимают некоторые совместные акции, например пишут коллективные жалобы в ДЭЗ; в) под честное слово одалживают крупные суммы, просят друг друга что-то купить. Здесь зарождаются основы как межличностных, так и деловых отношений по принципу «ты — мне, я — тебе». 4. Уровень глубокого знакомства: а) поверенные в делах друг друга, дети и взрослые дружат по-настоящему; б) если измерять степень предпочтения друзей, то друзья по месту жительства оказываются на первом плане; в) стремление работать вместе илы переменить работу, лишь бы быть ближе к соседу; г) отдыхают семьями, формируются общие мировоззренческие установки, стереотипы поведения. Как показывают исследования, наиболее распространенными в современном городе являются приблизительное и поверхностное знакомства. Сегодня люди стремятся быть независимыми и разобщенными даже тогда, когда этого, может быть, не следует делать. Общаться нам легче только с хорошо знакомыми людьми, родственниками или друзьями. Район проживанияБлижайшая среда обитания горожанина — не только его дом, но и прилегающие улицы, вместе они составляют то, что называют жилым районом. Районы города могут быть: историческими, насыщенными памятниками культуры, театрами и музеями; промышленными, где заводов и предприятий больше, чем театров и парков отдыха; они могут быть также «спальными», здесь нет промышленности, театров, музеев, университетов и научно-исследовательских институтов, мало ресторанов, нс хватает спортивных сооружений, зато очень много жилых домов. Как правило, такие районы расположены по окраинам крупных городов. Центральные районы города называют еще старыми, а расположенные на окраине — новыми. Центр крупного города остается для большинства жителей олицетворением деловой и интеллектуальной жизни. Здесь расположены центральные органы власти, ведомственные учреждения, конторы, университеты и институты, уникальные памятники культуры. По сравнению с центром города в «спальных» районах жители находятся в менее выгодных условиях. Удаленность от центра создает дополнительные неудобства. Человек лишний раз подумает, прежде чем решится выбраться в музей, театр или сходить па выставку. Но где бы ни жил человек, со временем он привыкает к своему району и с трудом переезжает на новое место. У многих формируется чувство местного патриотизма. В средних и крупных городах подростки одного района не пускают на «свою» территорию сверстников из других. Между ними могут возникать конфликты. В российском кино нет фильмов на эту тему, но американские фильмы часто повествуют о том, как не на жизнь, а па смерть воюют городские группировки подростков, делят территорию и сферы влияния. Можете ли вы припомнить хотя бы один такой кинофильм? Привыкание к месту жительства тем сильнее, чем дольше человек живет в своем районе. Как воспринимается и как влияет характер жилого района на человека? Не секрет, что, меняя место проживания, переезжая в новый район, мы оцениваем не только всевозможные удобства: наличие кинотеатров и магазинов, тротуаров, скверов и подъездных путей, доступность маршрутов общественного транспорта, близость жилого района к месту работы, к городскому центру, к родственникам, друзьям. Не менее важен также образ городского района — как выглядят городские дома, есть ли парки, скверы и лесные массивы. И, лишь взвесив все это, мы решаем, менять насиженное место или поискать лучший вариант. Удобство расположения домов, магазинов, дворов и улиц — это важный фактор удовлетворения местом жительства, привыкания к нему. Однообразие застройки, серые, невыразительные здания (что еще очень часто, к сожалению, бывает в новых жилых районах) могут ослабить это чувство. Человеку бывает трудно назвать дом «своим», если он как-то не выделен из окружающих точно таких же домов. Положительно влияют на жителей спортивные и детские площадки, стадионы, стихийно проложенные тропинки для бега в лесу, футбольные поля, корты. Даже просто хорошие аллеи могут стать удобным местом для вечерних прогулок. Часто можно видеть, как дети и подростки с удовольствием играют на стройках или в заброшенных домах. Что ими руководит? Видимо, не только стремление к уединению или желание испытать свое мужество, но также и отсутствие иных возможностей для подвижных игр. Группы подростков чаще можно встретить не в театрах и музеях, а в подъездах и на лестничных клетках. Стихийные места общения возникают во дворах, в подворотнях. Таким образом, необустроенность жилых районов может стать одной из причин распространения правонарушений среди части молодежи. Это происходит из-за недостатка возможностей для содержательного проведения свободного времени и часто ведет не только к подавлению культурных устремлений, стимулов, но и к вытеснению их другими, в частности антиобщественными.
Проверьте свои знания 1. Объясните смысл понятий: «общественная территория», «домашняя территория», «личное пространство». 2. К какой территории относятся: а) школа;
3. Продолжите фразу: «Я уютно себя чувствую...» 4. Объясните старинные поговорки и пословицы про дом: «Мой дом — моя крепость», «Дома и стены помогают», «Не дом хозяина красит, а хозяин - дом», «Каково на дому, таково и самому». 5. Что бы вы хотели улучшить в своем доме? В каком доме вы хотели бы жить? 6. Объясните смысл понятий: «приблизительное знакомство», «поверхностное знакомство», «близкое знакомство», «соседи». 7. Чем отличается соседство в городе и в деревне? А чем оно похоже? 8. Что такое «район проживания»? 9. Что, по-вашему, необходимо изменить в вашем районе, чтобы он стал наиболее удобным для жителей? Практикум 1. Приведите примеры перенаселенности домов и городов из сказок и художественной литературы. К каким проблемам это приводило? 2. Определите, к какой части города - историческому центру или новостройкам - относится ваш район проживания. Объясните, почему вы так думаете. 3. Определите, относится ваш район проживания к числу промышленных зон или нет. 4. Напишите небольшое сочинение на тему «Достопримечательности моего района». 5. Составьте маршрут «Мои любимые места в районе». 6. Напишите правила взаимоотношений с соседями.
|
|
|