|
|
|
|
|
Глава 1. Личность подростка Психологический портрет личности: темперамент и характерХарактерХарактер тоже проявляет себя в совокупности устойчивых черт поведения. Но в отличие от темперамента характер не является врожденным. Он скорее формируется по мере взросления. К унаследованным чертам добавляются приобретенные, главным образом нравственные качества.
О характере человека принято говорить в тех случаях, когда проявляются, с одной (положительной) стороны, такие качества, как трудолюбие, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, общительность, чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость; с другой (отрицательной) стороны — лень, безответственность, пассивность, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, самомнение, переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоизм, скупость, расточительность, безалаберность. Стержнем характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.
Проверьте свои знания 1. Раскройте смысл понятий: «личность», «темперамент», «характер». 2. Составьте перечень положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. 3. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания: «Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека». 4. Согласны ли вы с утверждением: «Плохой характер при желании можно исправить?» 5. Можно ли, на ваш взгляд, плохое поведение (проступок) оправдывать сложностью характера? Ответ объясните. Практикум 1. Понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента. Возможно, вы найдете у себя черты разных типов темперамента. 2. Напишите небольшое сочинение на тему «Мне в моем характере хотелось бы избавиться от...»
|
|
|