Главная >> Обществознание 8 класс. Боголюбов

Глава II. Сфера духовной культуры

Долг и совесть (окончание)

Давай порассуждаем. Януш Корчак, как ты знаешь, был не только педагогом, но и директором дома сирот. Свой общественный (педагогический) долг он исполнял честно. Но вот наступил особый день: его ученики стали жертвами национальной ненависти. Фашисты не щадили никого, даже детей. Как должен поступить в такой ситуации директор школы, да и просто нормальный, порядочный человек? Ты скажешь: бороться со злом. Бесспорно, это единственно приемлемый для порядочного человека способ действия. Но со злом можно бороться по-разному. Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье, бить фашистов в рядах народной армии. Он не спас бы уже обречённых детей, но приблизил бы день победы и тем самым помог бы другим детям. Однако Корчак избрал свой путь: пошёл на самопожертвование.

Почему? Есть бесспорный ответ: он любил этих детей и не мог оставить их одних в трагический момент. Сердце, наверное, подсказывало, что его любовь, сострадание нужны им сейчас, сию минуту, перед тем как шагнуть в пропасть.

На этом можно было бы поставить точку, ибо любовь объясняет всё, ради любви человек идёт на любую жертву. Но было бы несправедливо утверждать, что любовь не связана с долгом и совестью. Давай проследим эту связь. Зададим себе вопрос: можно ли считать, что поступок Януша Корчака был продиктован его педагогическим долгом? Мы, конечно, уверены, что Корчак глубоко осознавал свой общественный долг. Но имеем ли мы право считать самопожертвование общественным долгом учителя?

На наш взгляд, ответ может быть только один: нет, это противоречит гуманистической морали. Следовательно, поступок Януша Корчака нельзя считать исполнением его общественного долга.

Как же быть?

Ну а если посмотреть на ситуацию с позиции морального долга? В этом случае всё решает сам человек — лично, глубоко в душе своей, руководствуясь только своим внутренним голосом, внутренним моральным контролем. И Корчак нашёл единственно приемлемый для него вариант поведения — идти на казнь вместе с детьми...

Таковы наши предположения.

А теперь давай вернёмся к теоретическим вопросам и подумаем: что это собственно такое — внутренний голос, внутренний моральный контроль? Наверное, ты уже понял, что речь идёт о совести.

Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. Совесть — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. А ещё про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение.

Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляются на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь совестью, в самых глубоких тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну а если человек не посчитался с голосом совести — что тогда ждёт его?

Каков твой ответ на этот вопрос?

И всё же тайну совести, наверное, никогда не смогут раскрыть. Никто не знает точно, откуда у человека совесть, почему она обладает такой силой, всё видит и знает, почему умеет подсказать, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему вообще именно перед совестью нам нужно держать ответ. Одни полагают, что совесть — это голос Бога внутри человека, другие утверждают, что она результат долгого развития человеческого опыта.

Впрочем, так ли уж это важно? Важно, что она есть.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Что такое долг? 2. Что такое объективные обязанности? 3. Какие стороны предлагает наука различать в долге? 4. Что такое моральный долг? 5. Кто контролирует и оценивает исполнение долга? 6. Что такое совесть?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д...» есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определённые обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен... Никому я ничего не должен!»

Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций.

2. Ты уже знаешь, что долг — это обязанность, помноженная на ответственность. Подумай, что такое формализм, формальное понимание долга. Попытайся оценить это явление.

3. Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».

4*. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием ».

Раскрой смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чём может быть причина страха? А в каких случаях совесть даёт человеку уверенность и душевное спокойствие?

5*. Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?

6. Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясни почему.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить».

Т. Карлейль (1795—1881),
английский публицист, философ

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru