|
|
|
Глава II. Сфера духовной культуры
Образование (продолжение)В современном мире остро проявилось несоответствие развития науки, техники, технологии уровню подготовки кадров. Глобализирующийся мир столкнулся с резким дефицитом квалифицированных кадров, только в Европе не хватает, по оценкам экспертов, около 700 тыс. специалистов во всех отраслях экономики. Та же ситуация и в России, в СНГ, в развивающихся странах. Уже изобретены передовые технологии, высокоточная аппаратура, новейшие методы производства. А тем, кому предстоит на всей этой технике нового поколения «кнопки нажимать», ещё только предстоит научиться это делать как следует. Главной движущей силой укрепления конкурентоспособности страны является человек. Уже в основной школе начинается процесс формирования его личностных качеств, соответствующих запросам информационного общества. Назовём некоторые из них: — уметь приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях; — проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений; — овладевать достижениями отечественной и мировой культуры; понимать, что культурный человек продуктивно участвует в коллективном труде, достигает взаимопонимания в общении, хорошо подготовлен к самостоятельному творчеству, к высококачественной работе, к пользованию гражданскими правами; — учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности, при перемене профессии. В информационном обществе всё более отчётливо просматривается связь между уровнем образования и положением человека в обществе. Так, исследователи полагают, что существующие в настоящее время в Соединённых Штатах классовые различия объясняются главным образом разницей в получении образования. При этом речь идёт не только о материальных благах, поскольку для современного человека основными мотивами деятельности становится самореализация, стремление к образованию и знаниям и практическому их применению. Эксперты утверждают, что всё большее число людей из рабочей среды обучаются достаточно долго, чтобы стать работниками умственного труда. Речь идёт уже не о деньгах. Речь идёт о собственном достоинстве. Общее и профессиональное образование в Российской ФедерацииАктуальной задачей в настоящее время в нашей стране является осуществление следующего принципа: образование должно быть доступно для всех граждан страны, а его качество должно соответствовать лучшим отечественным и международным образцам. Эта задача в полной мере относится как к общему, так и к профессиональному образованию. Общее образование включает следующие ступени: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Задачи этих элементов образования — формирование общей культуры человека, его подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору и освоению профессии.
Профессиональное образование направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере. Ступени профессионального образования таковы: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее профессиональное образование, в котором различают три уровня: бакалавриат, специалитет и магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.
Задачи профессиональных учебных заведений — последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня учащихся, подготовка квалифицированных специалистов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка осуществляются по программам дополнительного профессионального образования. Вы учитесь в основной школе. Этот этап обучения по праву назван основным. Здесь излагаются первоосновы научных знаний по всем предметам, и тем самым готовится почва для того, чтобы на следующих этапах образования овладевать фундаментальными (наиболее важными, базовыми) знаниями. Лишь на основе этих знаний возможны разработка и реализация нововведений, освоение в краткие сроки новых профессий. В основной школе вы изучаете информатику, занимаетесь в компьютерных классах, осваиваете Интернет. Всё это способствует формированию информационной грамотности, без овладения которой вы не сможете эффективно работать, обеспечивать благополучную жизнь себе и близким. Чем ближе окончание основной школы, тем важнее правильно сделать первые шаги в выборе путей дальнейшего образования. Вы продолжите обучение в 10—11 классах и сможете выбрать для углублённого изучения те предметы, которые вызывают у вас наибольший интерес или связаны с ориентацией на избранную вами профессиональную подготовку. У вас есть также возможность поступить в учебное учреждение, дающее среднее профессиональное образование и принимающее окончивших основную школу. «Обычно у каждого человека, — писал академик М. А. Лаврентьев, — больше всего склонности и стремления к одной-двум областям деятельности. Имеет исключительно важное значение как можно раньше помочь человеку реализовать эту главную способность».
|
|
|