|
|
|
Глава II. Сфера духовной культуры
Выводы к 2 главе - Сфера духовной культуры1. Культура — это сокровищница результатов творческой деятельности всех живших на Земле поколений. Человек и культура неразрывно связаны. Индивидуальная культура конкретной личности проявляется в её стремлении реализовать себя в культурной деятельности. Особое место в приобщении к культуре занимает образование. Человек овладевает научными знаниями, умениями, началами творческой деятельности, формируется как гражданин. В этом заинтересованы и он сам, и общество. В реализации права на образование главная роль принадлежит человеку. Стремление получить знания, овладеть способами деятельности, развить свои умственные способности, волевые усилия, направленные на достижение этих целей, позволит успешно осуществлять учёбу и заниматься самообразованием всю жизнь. Образование даёт возможность каждому найти своё место в обществе в соответствии с его способностями, профессией, квалификацией, наиболее полно реализовать себя в жизни. Приоритетность образования во многом определяется интересами личности, это характерно для современного этапа развития. Она определяется также необходимостью обеспечить конкурентоспособность личности и нашей страны в современном мире. 2. Мораль помогает нам оценивать окружающую действительность и самих себя, регулирует наше поведение, все наши отношения с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости. Моральное регулирование осуществляется двумя путями: через общественное мнение и — самое главное — через воздействие совести. Долг связывает нас с обществом и определяет наши обязанности перед окружающими. Когда человек предъявляет моральные требования к себе, такой долг называют моральным долгом. Человек постоянно творит себя, сам выбирает свой путь. Будет ли при этом он ориентироваться на моральные нормы или отбросит их прочь, это его выбор и его ответственность. 3. Религия как совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога, играет значительную роль в жизни общества. При этом за каждым человеком признаётся свобода совести. Суть её в том, что человек имеет право самостоятельно решать, быть ему приверженцем атеистических убеждений или религиозных; какой именно религии следовать; выполнять религиозные обряды или не выполнять; требуется ему для безусловного соблюдения моральных норм божественный авторитет или не требуется. Ведущей гарантией обеспечения права на свободу совести является конституционно закреплённый принцип равенства граждан независимо от их отношения к религии. Последовательное проведение в жизнь этого принципа предполагает отделение церкви от государства и государственной школы от церкви, возможность религиозного обучения в негосударственных учебных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении. Вопросы для повторения1. Что включает в себя сфера духовной культуры? 2. Какое место в жизни общества занимает духовная культура? 3. В чём заключается взаимосвязь науки и образования? 4. Какое значение имеет мораль в жизни человека и общества? 5. В чём состоит роль религии в современном обществе?
|
|
|