Главная >> Обществознание 8 класс. Боголюбов

Глава III. Социальная сфера

Социальные статусы и роли (продолжение)

В поисках себя

Ролевой репертуар (т. е. всё богатство выполняемых ролей) человека во многом связан с его возрастом. Положив в основу социального деления показатель возраста, мы можем выделить ряд групп: дети, подростки, молодёжь, люди зрелого (среднего) возраста, пожилые и старики.

Отношение к отдельным возрастным группам с ходом развития общества менялось. Особенно это заметно на отношении к детям и старикам. Были периоды, когда старики рассматривались как обуза и нередко прямо принуждались к тому, чтобы покинуть общину. Однако постепенно сложилось иное отношение к старшему поколению. На стариков стали смотреть как на носителей мудрости, способных дать нужный совет, помочь разрешить конфликтную ситуацию. Их стали окружать почётом и уважением. Такое отношение было присуще традиционному обществу и отчасти сохранилось в наши дни.

Дети же долгое время рассматривались как маленькие взрослые. Представление об особом мире детства сложилось сравнительно недавно. Многие века дети довольно рано вовлекались в дела и заботы взрослых и никакого переходного периода от детства к взрослости не наблюдалось. О юности как особом этапе в жизни каждого человека стали говорить лишь в XVIII в. А молодёжь как отдельную социальную группу стали выделять ещё позднее — в индустриальном обществе. И это вызвано рядом причин. Прежде всего произошло отделение производства от семьи. Возникла, как пишут социологи, промежуточная область, в которой могла в разнообразных формах проявлять себя частная жизнь, в том числе и юношеские поиски себя, и молодёжная культура. Кроме того, усложнение производства и общественной жизни потребовало более длительного периода обучения. Вступление во взрослую жизнь переносилось на более поздний возраст. В жизни каждого человека появился период, когда его уже не приходится считать ребёнком, но и нельзя в полной мере отнести к миру взрослых.

Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).

В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.

Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, гендерные роли (определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения). Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Для некоторых ребят символом взрослости выступает сигарета, бутылка пива, а то и водка. Им кажется, что курение и употребление алкоголя делают их более независимыми, раскованными, сексуальными. Глубокое заблуждение, за которое приходится расплачиваться собственным здоровьем. Взрослость — это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы. Большинство начинают понимать это в юношеском возрасте. И многие уже не торопятся взрослеть.

Молодёжь экспериментирует, «примеряет» на себя различные взрослые роли, испытывает себя в разнообразных видах деятельности. В этом возрасте часто говорят: «Решил попробовать... (заняться автоделом, работать в компьютерной фирме, создать музыкальную группу, поступить в колледж и т. п.), посмотрим, что получится». Юность как период поисков себя, своего места в жизни воспринимается и принимается обществом как нормальное явление.

Отцы и дети

Ещё одной возрастной группой, которую выделяют социологи, является поколение. Поколением называют людей, родившихся в один определённый период времени. Например, говорят «поколение восьмидесятых», имея в виду тех, кто родился в 80-е гг. XX в. Бывает, что «возраст» поколения определяют по периоду, в котором люди проявили себя наиболее ярко. Так, в нашей стране таким можно считать поколение шестидесятых — ещё сравнительно молодых в 60-е гг. прошлого века людей, которые пытались содействовать обновлению нашего общества после разоблачения культа личности И. В. Сталина.

Поколением также считают группу людей примерно в рамках тридцатилетнего периода: именно столько лет отделяет в среднем рождение этих людей от рождения их детей, которые образуют новое поколение. В этом случае уместно говорить о поколениях «отцов» и «детей».

Одной из устойчивых тенденций в рамках одного поколения является и изменение соотношения мужчин и женщин: если вначале незначительно численно преобладают дети мужского пола, то с возрастом эти показатели выравниваются, а к 80-летнему возрасту женщин уже почти в два раза больше, чем мужчин. В настоящее время в целом по стране женщин примерно на 10 млн больше, чем мужчин.

Людей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации. Они переживали одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях. Между поколениями существуют довольно заметные различия.

Различия между поколениями присущи любому обществу. Но сегодня, как считают многие, разрыв между поколениями существенно увеличился: образ жизни, устремления, возможности молодого поколения значительно отличаются от того, что имели, чем жили, что могли и к чему стремились их родители, а тем более бабушки и дедушки. Результатом этого может стать растущее отчуждение или даже конфликт между поколениями.

Среди основных причин увеличения разрыва между поколениями можно назвать несколько. Во-первых, быстрое благодаря техническому прогрессу обновление социальной среды обитания человека: большая часть новых средств связи, транспорта, получения и переработки информации, предметов домашнего обихода и многого другого появилась только в последние десятилетия. Во-вторых, возросла социальная мобильность всех видов. Многие молодые стремятся и часто имеют возможность переместиться в иное социальное окружение, чем то, которое было у их родителей. В-третьих, общественная жизнь становится более сложной и разнообразной, возрастает возможность выбора в различных сферах: образовательной, профессиональной, досуговой.

Неизбежное различие между поколениями не должно закрывать от нас непреложную истину: каждое новое поколение стоит на плечах предыдущего. Поэтому преемственность поколений, восприятие молодыми всего ценного, накопленного предшественниками, являются необходимым условием развития общества.

<<< К началу     Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru