|
|
|
Глава IV. Экономика
Рыночная экономика (продолжение)Спрос и предложение на рынкеСпрос — это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте. Основа спроса — потребности, но они ограничены платёжеспособностью покупателя, т. е. той суммой денежных средств, которую он может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара или услуги. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар. Предположим, ты хочешь купить спортивный костюм. От чего будет зависеть твоё решение о покупке? Вероятнее всего, от нескольких факторов: от цены, предложенной продавцом, от размера имеющихся у тебя денежных средств, от твоих представлений о полезности данного товара, например о соответствии моде, времени года, погоде.
Для современной российской экономики характерен постоянный рост цен. При этом потребители не только не уменьшают число покупок, но часто и увеличивают их: например, пользуются сезонными распродажами. Это может быть вызвано ожиданием ещё большего роста цен на товары в ближайшем будущем или исчезновения их из продажи. Мнение потребителей о качестве товара (вкусы и предпочтения) также оказывает влияние на спрос.
Предложение — это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать. На предложение оказывают влияние не только цены. Оно также зависит от роста или падения затрат на выпуск продукции. Если затраты предпринимателя, например, на заработную плату работников или сырьё будут возрастать, то производство продукции, равно как и её предложение, по сложившейся цене сократится. Использование более эффективной технологии производства позволит увеличить количество продукции при том же объёме ресурсов и соответственно увеличить предложение.
Соотношение спроса и предложения на рынке постоянно меняется. Поскольку никакой центр не в состоянии отслеживать все обстоятельства изменения спроса и предложения на различные товары и доводить информацию до участников экономики, то необходим механизм, способный регистрировать эти изменения. Именно таким механизмом в условиях конкуренции и является система цен. Для участников рынка этот механизм — компас в бушующем море рыночной стихии. Наблюдая движение цен, как капитан корабля на мостике наблюдает движение стрелок приборов, производители получают необходимую информацию и возможность согласовывать свои действия с действиями других. Свободно формирующиеся в процессе купли-продажи цены являются ориентиром для производителя при принятии решений по основным экономическим вопросам: что, как и для кого производить? Рыночные цены не просто условие продажи товара, они подсказывают производителю, что и при каких ценах может быть куплено на рынке и что, следовательно, можно производить. Если все товары производителя будут быстро проданы и по той цене, которая его устраивает, он получит доход от своей деятельности и станет богаче. Если же товар не пользуется спросом, производитель вынужден снижать цену на него. Это влечёт снижение дохода производителя. Взаимодействие спроса и предложения помогает ответить и на вопросы о том, как производить, какие технологии и способы производства применять. Производитель стремится таким образом соединять и использовать экономические ресурсы, применять такие технологии, чтобы снизить затраты на производство продукции и получить прибыль. Для этого он вводит режим экономии, внедряет новую технику, повышает производительность труда. Наконец, рынок отвечает на вопрос, для кого производить, или как распределяются товары и услуги. Они распределяются рынком между желающими их купить на единственной основе — наличии денег , на покупку. А если товаров не хватает, то их получает тот, кто может больше заплатить. Именно этот товар предпочтут производители в стремлении получить наибольшую прибыль.
|
|
|