Главная >> Обществознание 8 класс. Боголюбов

Глава IV. Экономика

Производство — основа экономики (окончание)

Разделение труда и специализация

Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного продукта, как правило, распределяется между определённым количеством людей.

СИТУАЦИЯ

Мебельная мастерская получила заказ на изготовление стола. Процесс производства делится на отдельные виды работ, или операции: изготовление деталей изделия; обработка деталей; сборка изделия из деталей. Отдельный работник может сосредоточиться на одном виде работ или на одной операции, а остальные операции будут выполняться другими работниками.

Разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками, называется разделением труда. При такой организации труда работник, приобретая больше умения и опыта в своём деле, делает работу точнее и быстрее, т. е. его производительность труда повышается. (Напомним, что производительность труда измеряется количеством времени, затраченным на производство единицы продукции.) Разделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.

Определяющую роль разделения труда в развитии производства более 200 лет назад исследовал английский экономист Адам Смит. Он посетил булавочную фабрику, где работало десять человек. Свои наблюдения и выводы учёный изложил в труде «Исследования о природе и причинах богатства народов».

ДОКУМЕНТ

А. Смит

Фрагмент из вышеуказанной работы А. Смита:

«Рабочий, не обученный этому производству... и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нём... едва ли может, пожалуй, при всём своём старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно само в целом не только представляет собой особую профессию, но и подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая в свою очередь является отдельным специальным занятием.

Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет её, третий обрезает, четвёртый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трёх самостоятельных операций... Таким образом, сложный труд производства булавок разделён приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день».

Итак, если один работник, выполняя все операции, делал в день не более 20 булавок, то 10 работников в условиях разделения труда изготавливали 48000 булавок в день, подняв тем самым производительность труда на одного рабочего в 240 раз. Это позволило А. Смиту утверждать, что «разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда».

На основе многочисленных наблюдений А. Смит пришёл к выводу, что значительное увеличение количества работы, выполняемой в результате разделения труда рабочими, зависит от ряда условий. В частности, от увеличения ловкости, т. е. профессионального мастерства каждого работника, от сбережения времени, которое теряется на переход от одного вида труда к другому, от изобретения машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющих одному человеку выполнять работу нескольких.

Эти выводы учёного легко подтвердить и проиллюстрировать известным вам из курса 7 класса примером организации производства автомобиля «Форд». Максимальное разделение операций по сборке автомобиля между работниками и использование конвейера позволили увеличить производительность труда в 8 раз.

Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация». Специализация — это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. В условиях натурального хозяйства разделение труда и специализация между работниками отсутствовали, все необходимые продукты совместно производились и потреблялись. Однако люди заметили, что у одних работников лучше получается делать одну вещь, а у других — другую. Производители стали сосредоточивать усилия на изготовлении тех предметов, которые им удавалось производить лучше всего. Они совершенствовали своё мастерство, производя всё больше и больше продукции в единицу времени, т. е. работая всё производительнее. Так возникла специализация в выполнении работ, в результате которой появилась необходимость в обмене между производителями результатами деятельности. Именно специализация и разделение труда вызвали отделение друг от друга различных занятий и появление профессий.

Современная экономика настолько специализирована, что никто из нас не обеспечивает себя сам всеми необходимыми благами. Каждый делает что-то одно, а потом обменивает результаты своего труда на результаты труда других.

Специализация существует не только между работниками, но и между предприятиями, отраслями экономики, странами. Так, примером специализации в школе является преподавание основ наук учителями-предметниками. Известная фирма «Билайн» специализируется на производстве услуг мобильной связи. Отдельные страны могут специализироваться преимущественно на производстве определенного круга товаров и услуг: Узбекистан выращивает и перерабатывает хлопок, Грузия производит виноградные вина, Турция славится организацией туризма и отдыха.

Специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников. Подобная организация производства ведёт к увеличению производительности труда, что способствует лучшему удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. В чём заключается роль производства в экономике? 2. Какие виды деятельности современной экономики получили наибольшее развитие? 3. При каких условиях продукт производства становится товаром? 4. В чём особенности услуги как товара? 5. Какие ресурсы необходимы для осуществления производства? 6. Почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Раскрой экономический смысл известных строчек из басни И. А. Крылова «Щука и Кот»: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Проведите конкурс среди одноклассников на лучший экономический комментарий к этим строчкам.

2*. Проиллюстрируй примерами следующее положение: каждое новое поколение техники экономит всё больше ресурсов.

3*. Подбери с помощью интернет-ресурсов материал о российских компаниях, специализирующихся на производстве определённых товаров и услуг. Подготовь сообщение и обсуди его с одноклассниками.

4. Выбери правильный ответ.

Специализация приводит к: 1) росту цен на продукцию; 2) снижению производительности труда; 3) большей экономической взаимозависимости; 4) равномерному распределению доходов.

5. Сравни два рекламных объявления производителей.

«Связь-банк». Вклады. Связь стабильности и перемен к лучшему. Широкий выбор подходящих Вам вкладов для воплощения Ваших будущих идей».

«Скайлинк». Сотовая мобильная связь. У нас всё по- честному. 10 копеек после первой минуты разговора. Тариф «Дешевле некуда». Спрашивайте во всех салонах сотовой связи».

Объясни, на какую группу потребителей рассчитана эта информация. Какие новые потребности населения в товарах и услугах она создаёт?

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Капитал — это часть богатства, которую мы жертвуем, чтобы умножить своё богатство».

А. Маршалл (1842—1924), английский экономист

«Если можно использовать в качестве капитала свои идеи и ресурсы своей страны, значит, можно использовать в качестве капитала свой труд».

Ф. Райт (1869—1959), американский архитектор

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru