Главная >> Обществознание 8 класс. Боголюбов

Глава IV. Экономика

Безработица, её причины и последствия (окончание)

Роль государства в обеспечении занятости

Поскольку одного «лекарства» от безработицы не может быть, правительства используют целый набор методов.

Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы.

Правительство России решает эти задачи в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации». Для обеспечения занятости государство стремится снизить уровень безработицы, принимая следующие меры: создание условий для переподготовки и повышения квалификации работников (деятельность центров профориентации, учебных центров), предоставление информации о потребностях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий, молодёжные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства). Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профессиональное обучение безработных, выплата пособий по безработице, организация общественных работ.

Основными путями поиска новой работы, как подтверждают многие исследования, являются средства массовой информации, Федеральная государственная служба занятости, получение информации от друзей и знакомых, непосредственное обращение к работодателю.

Особенно в поддержке государства нуждаются самые молодые работники. Для помощи молодёжи государство предоставляет льготы по уплате налогов фирмам, использующим преимущественно труд молодых, создаёт центры обучения по наиболее востребованным профессиям.

Развивающиеся рыночные экономические отношения (рынок труда, свобода выбора, реальная безработица) требуют специальных усилий со стороны общества для оказания помощи подросткам и юношеству в профессиональном самоопределении. Образовательные организации стремятся оказать информационную и психолого-педагогическую поддержку будущим выпускникам школ, колледжей в решении карьерных вопросов. Учащимся необходимо осуществлять выбор оптимального варианта нахождения своего места в обществе с ориентацией не только на сегодняшний день, но и на ближайший прогноз развития страны, своего региона.

Какие специалисты и профессии будут наиболее востребованы в обществе XXI в.?

Нас ждёт общество, активно использующее инновации и всё больше стремящееся удовлетворять свои потребности в информации. По мнению экспертов, самыми востребованными профессиями в России в 2015—2020 гг. будут следующие: инженер, программист, менеджер по продажам, переводчик и лингвист, врач, педагог, нанотехнолог. (Познакомиться с этими специальностями, узнать, какие растущие потребности населения и экономики они способны удовлетворять, тебе помогут информационные ресурсы Интернета, например сайты: www.akademkurs.ru/news/ 121, www. key work. ru/j ournal/131. php)

На современном этапе экономического развития государству выгодно стимулировать самостоятельную, активную деятельность граждан по обеспечению собственной занятости. С этой целью и создана Федеральная государственная служба занятости населения. Её главная задача — создать условия для реализации личностью своей инициативы и творческих способностей. В частности, задача службы занятости — снять препятствия, мешающие людям сохранить или приобрести рабочее место: отсутствие информации о профессиях и рабочих местах, нехватка квалификации, ограниченная трудоспособность, семейные обстоятельства и т. д. В целях создания условий для самозанятости в нашей стране принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, которая помогает открыть и сделать успешным собственное дело, обеспечив себя и свою семью средствами существования.

Для поддержания достойного жизненного уровня своих граждан и сохранения социального мира в стране государству необходимо использовать различные меры помощи населению в поисках работы и трудоустройстве.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Почему безработица сопутствует рыночной экономике? 2. Кто относится к категориям занятых и безработных? 3. Как определить уровень безработицы в стране? 4. Чем вызвана безработица? 5. Каковы экономические и социальные последствия безработицы? 6. Как государство обеспечивает занятость?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Бывшие одноклассники на школьном вечере встреч делились жизненными успехами и планами. Алексей — студент дневного отделения университета. Женя — домохозяйка, воспитывающая ребёнка. Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Татьяна, искавшая работу в прошлом году, прекратила безуспешные поиски, но по-прежнему хочет устроиться на работу.

Кто из четверых считается безработным? Поясни свой выбор.

2. Заполни в своей тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».

Последствия

Впиши перечисленные примеры в соответствующую графу таблицы: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; снижение уровня доходов семей; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги; рост преступности в стране.

3. Рыночная экономика развивается таким образом, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы существование такого явления в экономике, как безработица?

4. Узнай из материалов газет и журналов, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, знание компьютера, высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональной квалификации (знания, практические навыки по конкретной специальности) предлагают наёмные работники в обмен на заработную плату. Попробуй составить деловой портрет работника современного производства. Проведи самооценку своих возможностей будущего трудоустройства.

5. Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос: «Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?» Среди ответов преобладали следующие: ориентироваться в выборе профессии на ту, которая соответствует потребностям экономического развития региона (отрасли); овладеть системой знаний, умений, образцами поведения, которые позволяют каждому найти себя в новой трудовой деятельности; быть готовым к обучению, переподготовке, овладению второй (смежной) профессией. Что бы ты добавил к этим ответам? Обсуди вопрос с одноклассниками.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту».

Дж. Гэлбрейт (1908—2006),
американский экономист

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru