|
|
|
Глава I. Личность и общество
Как стать личностью (окончание)Кто помогает стать личностью?Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Учёные называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности социализацией. Среди агентов социализации принято выделять ближайшее окружение человека — семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей. Все эти люди определённым образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей. Причём это влияние может быть разнообразным. В семье формируется определённый уклад, привычки, традиции, которым человек часто следует всю жизнь. Если этот уклад неблагоприятен для становления человека, его личность может либо деформироваться, либо противостоять неблагоприятным условиям. Все, с кем человек взаимодействует непосредственно, кто входит в ближнее его окружение, именуются агентами первичной социализации.
К агентам вторичной социализации относят формальное, опосредованное окружение человека — организации и учреждения. Выполняя отдельные функции в обществе, они помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения. К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации. Все они для взрослых людей играют не менее важную роль, чем для детей — семья и ближайшее окружение. Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества. ПРОВЕРИМ СЕБЯ 1. Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие — как личность? Приведи примеры. 2. Может ли человек проявиться как личность вне общества? Аргументируй свой ответ. 3. Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности? 4. Какие факторы влияют на выбор профессии? 5. Какие этапы проходит личность в процессе становления? В КЛАССЕ И ДОМА 1. О человеке говорят: «Он — яркая личность». Назови, какие признаки могут послужить основанием для такой оценки. 2. С помощью самостоятельно разработанной анкеты выясни, что ценят больше всего твои одноклассники в выбранной ими профессии. Обрати внимание, какие профессии наиболее популярны среди мальчиков, среди девочек. 3. Составь (в тетради) схему «Агенты социализации», указав, какие агенты социализации относятся к первичным, какие — к вторичным. 4. В классе возник спор. Андрей утверждал, что все люди являются людьми уже потому, что они родились среди людей, обладают всеми внешними признаками, характерными для Homo sapiens, и поэтому нет смысла в разных названиях человека: личность, индивид, индивидуальность. Татьяна возражала, что личностью можно назвать далеко не каждого человека, а только того, кто сделал что-то выдающееся, прославил своё имя. Какова твоя позиция в споре? Какие аргументы ты можешь привести? 5*. Подбери материал (расспроси родителей, знакомых, обратись к справочникам и интернет-ресурсам) и подготовь рекламный плакат (компьютерную презентацию) на тему «Профессия моей мечты». Объясни, чем привлекает тебя эта профессия, чем она интересна, полезна; какие сложности она предполагает. Что ты уже сейчас делаешь, чтобы подготовить себя к ней? ГОВОРЯТ МУДРЫЕ «Индивидуальность — это неповторимый набор красок для шедевра под названием «Личность», но ещё вовсе не сам шедевр ». В. Гаврилов,
|
|
|