|
|
|
Глава I. Личность и общество
Как стать личностьюДавайте вспомним Кого можно назвать личностью? Какие качества характеризуют сильную личность? Подумаем Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненных целей? Человек, индивид, личностьКак известно, в человеке сочетаются природное (биологическое) и социальное (общественное) начала. Будучи существом мыслящим, человек задумывается над вопросом «Кто я?». При этом каждый может согласиться с множеством определений. Среди них — имя (я — Мария, Глеб, Ольга Петровна...), род занятий (ученик, студентка, домашняя хозяйка, политический деятель, учёный, изобретатель...), черты характера (весёлый, задумчивый, предприимчивый, добрый, смешливая...) или увлечения (любитель музыки, заядлый болельщик, поклонник лирической поэзии, умелый пользователь компьютера...). Нередко человек определяет себя через принадлежность к одному из народов (я русский...) или ко всему человечеству (я землянин) и т. п. Но самый очевидный ответ — человек. Термином «человек» называют один из видов живых существ на Земле (в отличие, скажем, от птиц, рыб, змей и прочих животных). Иными словами, этот термин обозначает представителя человеческого рода вообще, передаёт как бы собирательный образ всех людей. Многие признаки могут быть выделены у всех людей: все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда. Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей — индивид (от лат. individuum — отдельный человек). Индивид — это самая общая характеристика человека. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью. Среди признаков человека есть и те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному (отпечатки пальцев, тембр голоса и т. д.). Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нём говорят: «Это яркая индивидуальность». Особенно дорожат этой характеристикой люди творческого труда — писатели, поэты, художники, актёры, музыканты. Ещё один признак, присущий только человеку, — быть личностью. Понятие «личность» непременно связывают с существованием общества. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми. Стать личностью — это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др. Жизненные ценности и ориентирыВопрос «Кто я?» возникает не случайно. Сравнение себя, своих качеств с другими людьми позволяет молодому человеку сделать некоторые открытия, увидеть своё внутреннее и внешнее «я»: «Когда я думаю о себе, я чувствую гордость, что я это умею», «Когда я задумываюсь о себе, я порой ужасаюсь, неужели я на это способен». Каждый человек может отыскать в себе в одно и то же время и хорошее, и плохое. Но когда молодой человек задумывается о себе, то он ещё и пытается представить, как он будет выглядеть, когда станет взрослым. Поэтому вопрос «Кто я?» подразумевает в юности оценку не столько имеющихся черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану? Что случится со мной в будущем? Как и зачем мне жить? Действительно, очень трудно оценить, если вы в разные мгновения своей жизни то чувствуете себя очень взрослыми и опытными (у Лермонтова: «Не правда ль, кто не стар в осьмнадцать лет, тот, верно, не видал людей и свет...»), а то вдруг хотите быть очень юными и даже маленькими. «Зачем я?» Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем, молодые люди переходят к поиску себя в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель. Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой. С одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой — нередко порождается неудовлетворённостью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества. Можно ли смысл жизни отождествлять с чем-то свершившимся (например, стать врачом или артистом; занять руководящее место; обзавестись каким-то набором вещей)? Могут ли быть счастливыми все люди? Что вы думаете по этому поводу? Как связаны между собой понятия смысла жизни и счастья человека? Смысл жизни и счастье не начало и конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью потерь и радостью успехов. Каждый отрезок жизни имеет свой смысл, дающий человеку ощущение счастья (если в данный момент одиноко, то «счастье — это когда тебя понимают»; узнать после стихийного бедствия, обрушившегося на город, что близкие живы, — счастье...). Но это не исключает возможности и необходимости понимания всей жизни как единого, текущего и изменяющегося процесса, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. Если в молодости главный предмет размышлений — кем и каким быть, то для зрелого и пожилого возраста особую важность приобретает вопрос: правильно ли ты жил, всё ли сделал, что мог? Бывает, что на этот вопрос приходится отвечать с болью, стыдом и горечью за пустые и бессмысленные годы. (Мы знаем, что деятельность человека всегда подчинена какой-либо цели. Но разве вам не приходилось слышать о «бесцельно прожитых годах»?) Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору. Попробуйте составить для себя перечень того, что вы ждёте от будущей профессии. Он, скорее всего, будет включать следующее: найти интересное для себя и полезное для других дело, приличный заработок, уважение коллег, возможность раскрыть свои способности и дарования. Не так уж мало. А теперь попробуйте из этого списка вычеркнуть то, чем можно поступиться ради сохранения главного. Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Так бывает по разным причинам. Один продолжит семейную традицию. Другой с детства возится с деталями машин, разбирает и собирает их и получает от этого удовольствие. Третий мечтает о сцене, потому что успешно занимается в театральном кружке. Четвёртому и думать не надо: есть в городе или посёлке один завод, на нём ему и предстоит трудиться. Но гораздо больше тех, кто не сделал выбора и мучительно размышляет: кем быть?
|
|
|