Главная >> Обществознание 8 класс. Боголюбов

Глава II. Сфера духовной культуры

Мораль (окончание)

Когда счастье одних людей, их богатство и сила достигаются за счёт несчастья других — это зло. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавец хамит, бюрократ «волынит» и ждёт взятку, таксист, официант, мастер, не оказав никаких дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда используют своё служебное положение в корыстных целях, когда властители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п. — всё это и есть моральное зло. К сожалению, оно многолико.

СИТУАЦИЯ

Невыдуманная история об одном выдающемся русском актёре. Получив квартиру в большом новом доме, он решил повесить в лифте зеркало. Но его тут же украли. Он купил новое. Опять украли. С каждой зарплаты актёр упорно покупал новое зеркало... Много лет шла борьба. Потом актёр умер. Зеркало из лифта украли.

О чём говорит эта история, если на неё посмотреть широко, философски? Какие мысли у тебя она вызвала?

Нужно помнить, что зло коварно и, как правило, не кричит: «Я — зло! Я — аморальность!» Напротив, оно часто прикрывается маской добра. Нередко отъявленный злодей стремится представить свою деятельность в розовом свете. Хам всегда кричит, что он прав; хапуга, бюрократ, обирая нас, утверждает, что помогает нам, делает одолжение.

При таком обмане, когда зло запутывает следы, встаёт перед нами вопрос: как же различать добро и зло, по каким надёжным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального?

Такая мерка у морали есть, и вы её знаете: это главный принцип морали — гуманизм. Ни об одном человеке нельзя судить только по его собственным словам. Судить надо по делам. Надо выяснять, какие дела он творит. И оценивать их с точки зрения гуманизма.

Итак, наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не словах) — вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Что такое мораль? Зачем она нужна людям? 2. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью? 3. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью? 4. В каких поступках проявляется любовь к ближнему? 5. Как связаны между собой патриотизм и гражданственность? 6. Какой смысл вкладывается в понятие «добро»? 7. Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других ».

Объясни это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?

2. Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то тогда зачем я?»

Раскрой смысл этой моральной позиции. Выскажи свою точку зрения по отношению к позиции этого человека.

3. Академик Д. С. Лихачёв говорил, что о добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие — все одинаковые и малоинтересные.

А что думаешь ты по этому поводу? Что тебе подсказывает твой личный опыт? Объясни на конкретных примерах.

4. Ответь «да» или «нет» на каждую позицию теста. Сумеешь ли ты: 1) пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи; 2) честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок; 3) простить своего обидчика; 4) оторваться от телевизора, если нужно заняться делом; 5) защитить несправедливо обиженного или более слабого; 6) сдержать слово, если обещал; 7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями?

(Если ответишь «да» три раза, ты приличный человек, если пять — ты очень приличный человек, а если семь — ты ангел!)

5*. В классе возник спор о патриотизме. Мнения разделились.

Одна группа ребят утверждала, что главное в патриотизме:

    — гордиться боевыми победами своего государства;

    — считать, что своё (отечественное) всегда лучше, чем заграничное;

    — обязательно болеть за свою команду;

    — не слишком жаловать «понаехавших»;

    — всегда оправдывать своих, а других считать виноватыми.

Другая группа настаивала на том, что главное в патриотизме:

    — быть ответственным гражданином и честно трудиться не благо страны;

    — гордиться её достижениями и честно говорить о совершённых ошибках;

    — уважать обычаи и традиции народов, населяющих Россию, с уважением относиться к людям любой национальности;

    — беречь родную природу.

Мнение какой группы ты разделяешь? Может быть, у тебя есть своя, иная позиция? Изложи её при обсуждении в классе.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

А. Швейцер (1875—1965),
немецко-французский философ, врач

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru