Главная >> Обществознание 9 класс. Боголюбов

Глава II. Право

Правовое регулирование отношений в сфере образования (окончание)

Права, обязанности и ответственность обучающихся

Всех, кто получает образование в разных формах и на различных ступенях подготовки, закон объединяет понятием «обучающиеся». Самую большую группу здесь составляют ученики средней школы. Закон наделяет обучающихся достаточно широкими правами. Среди них: выбор образовательной организации (для учеников — школы); возможность обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение в пределах образовательной программы; выбор факультативных и элективных курсов из предлагаемого перечня; отдых во время каникул — плановых перерывах в получении образования в соответствии с календарным графиком; бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательной организации; поощрение за успехи в учебной, общественной деятельности.

Права, как вы знаете, неразрывно связаны с обязанностями. К обязанностям обучающихся закон, в частности, относит необходимость:

    — добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, посещать предусмотренные им учебные занятия, выполнять задания, данные педагогом;
    — выполнять требования устава организации (для учащихся — школы), правил внутреннего распорядка;
    — заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья;
    — уважать честь и достоинство других обучающихся, всех работников школы;
    — бережно относиться к школьному имуществу.

Нарушение правовых норм, как известно, влечёт за собой определённые санкции. В законе «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка и другие проступки предусматривается применение мер дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации. Последнее оговаривается особо. По решению образовательной организации за неоднократное совершение дисциплинарных проступков допускается применение отчисления несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет. Это делается в тех случаях, когда другие меры воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательной организации оказывает отрицательное воздействие на других учеников, нарушает их права и права работников этой организации, её нормальную деятельность. Решение об отчислении ученика, не получившего основного общего образования, принимается с учётом мнения его родителей, с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и органа опеки и попечительства.

Закон запрещает применять меры дисциплинарного воздействия к детям, находящимся в дошкольных организациях, ученикам начальной школы, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Получение образования не ограничивается интересами ребёнка и его семьи. В современной качественной образовательной подготовке подрастающих поколений заинтересовано всё общество. Именно поэтому государство с помощью правовых норм, о некоторых из которых вы узнали в этом параграфе, регулирует образовательную деятельность, чётко определяет права, компетенции, обязанности и ответственность всех её участников.

В заключение приведём слова академика Д. С. Лихачёва (1906—1999): «Образованность — это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира во всех формах — через литературу, науку, театр и т. д. Учение — естественный процесс, который продолжается всю жизнь, — поднимает людей к вершинам знаний, культуры, потому что они движутся вперёд. Самое главное, что я хочу сказать молодому поколению, — спешите учиться, спешите получать образование. Всякую науку можно в молодости легче одолеть и усвоить».

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Что составляет основу правового регулирования в сфере образования? 2. С какой целью государство регулирует образовательную деятельность? 3. Что означает право на образование? Раскрой сущность конституционного положения «Каждый имеет право на образование». 4. На каких этапах обучения проводится государственная итоговая аттестация? Для чего создаются контрольные измерительные материалы? 5. В чём, согласно закону, выражаются права обучающихся? 6. Какие меры воздействия предусмотрены законом для обучающихся, совершивших дисциплинарные проступки?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Продолжением известной тебе статьи 43 Конституции является часть 2 статьи 44. Она гласит: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на допуск к культурным ценностям ».

В чём, на твой взгляд, состоит взаимосвязь между названными статьями Конституции? Разъясни, почему реализация права на образование невозможна без пользования библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры.

2. Прочитай текст из международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

«Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание её достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам».

Сравни этот текст с приведёнными в конце параграфа извлечениями из статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Нашли ли нормы международного права отражение в нашем законе? Обоснуй свой ответ.

3. В прошлом во многих странах существовало раздельное обучение мальчиков и девочек. Призывы вернуться к этому иногда раздаются и сегодня. Критики раздельного обучения указывают на то, что оно ущемляет образовательные права женщин. А как считаешь ты? Поясни свою позицию.

4. Скоро тебе предстоит пройти государственную итоговую аттестацию. По каким ещё предметам, кроме обязательных, ты планируешь сдавать экзамены? Поясни, почему ты выбрал именно эти предметы.

5. Ты завершаешь изучение курса обществознания основной школы. Что дало тебе его изучение, способствовало ли оно лучшему пониманию современной действительности, в частности политики, экономики, морали, права? Сформулируй свои предложения, направленные на совершенствование этого курса.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Дурак имеет больше преимуществ перед человеком образованным: он всегда доволен самим собой».

Наполеон I Бонапарт (1769—1821),
французский император

«Потребность в образовании лежит в каждом человеке».

Л. Н. Толстой (1828—1910),
русский писатель

«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим ».

К. С. Станиславский (1863—1938),
русский режиссёр, актёр, педагог

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru