Главная >> Общие основы психологии. Немов

Глава 6. Деятельность

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Т е м а 1. Понятие и строение человеческой деятельности

    1. Определение деятельности, ее основные характеристики.
    2. Отличие деятельности человека от активности животных.
    3. Деятельность и поведение.
    4. Структура человеческой деятельности.
    5. Мотивация деятельности.
    6. Внешние и внутренние компоненты деятельности.

Т е м а 2. Виды и развитие человеческой деятельности

    1. Виды человеческой деятельности, их классификация.
    2. Особенности общения, игровой, учебной и трудовой деятельности.
    3. Главные направления развития деятельности.
    4. Преобразования в деятельности, которые происходят в процессе ее развития.

Т е м а 3. Деятельность и психические процессы

    1. Деятельностное происхождение высших психических функций.
    2. Познавательные процессы как внутренние моменты деятельности.
    3. Внешние (двигательные) и внутренние (психические) компоненты деятельности.

Т е м а 4. Умения, навыки и привычки

    1. Понятия умения и навыка.
    2. Место умений и навыков в структуре деятельности.
    3. Формирование навыков и умений.
    4. Привычки и их роль в осуществлении деятельности.

Темы для рефератов

    1. Специфика человеческой деятельности.
    2. Виды деятельности человека.
    3. Психические процессы как формы деятельности.
    4. Образование умений и навыков.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

    1. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.
    2. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека.
    3. Становление высших психических функций в процессе деятельности.
    4. Психологический анализ привычек людей.

Литература

  • Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967. (Деятельность ребенка и его развитие: 49—58. Игра и развитие ребенка: 58—74. Развитие движений: 125—151.)
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Проблема деятельности в психологии: 73—123. Деятельность и сознание: 124-158. Деятельность и личность: 159—189.)
  • Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981. (От действия к мысли (в учении Ж. Пиаже): 42—53.)
  • Рубинштейн С Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. (Действие и деятельность: 14—64. Игра: 64— 75. Учение: 75—93.) Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 1975. (Роль движений в процессах познания: 9—19. Развитие восприятия и деятельность: 147—205.)
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Проблемы развития высших психических функций: 6—164.)
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. — М., 1988. (Психологическая теория деятельности: 95—128.)
  • Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972. (Ж.Пиаже о роли действия в мышлении: 224—247.)
  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21—37.)
  • Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. I. — М., 1986. (Развитие восприятия и деятельность: 112—153. Роль деятельности в психическом развитии ребенка: 235—247.)
  • Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. II. — М., 1986. (Развитие произвольных движений: 5—233. Роль речи в формировании и осуществлении произвольных движений: 146— 188. Установка и ее роль в регуляции движений: 189—227.)
  • Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. (Непроизвольное запоминание и деятельность: 141—221.)
  • Общая психология. — М., 1986. (Деятельность: 93—130.)
  • Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7—10.)
  • Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. — Пятигорск, 1990. (Темперамент и деятельность: 102—112.)
  • Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966. (К истории изучения движений: 29—38. О построении движений: 79—101. Природа навыка и тренировка: 160—170.)
  • Беспалов Б.И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления. — М., 1984. (Основные понятия теории действия (цель, действие, операция): 10—45.)
  • Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. — М., 1978. (Зависимость запоминания от характера деятельности: 62—86.)
  • История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX в. Тексты. — М., 1986. (Принципы поведения (теория К.Халла): 38—59. Оперантное поведение (Б.Скиннер): 60—96.)
  • Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. Методические разработки. — М., 1989.
  • Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986. (Индивидуальный стиль деятельности: 153— 181, 197-208.)
  • Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1964. (Двигательные умения и навыки: 100—115.)
  • Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. (Теория деятельности и вопросы развития мышления: 6—24.) Фельдш-тейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989. (Деятельность и развитие личности: 72—125.)

     

  •  

    ???????@Mail.ru